Биография наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта (Пенькова). Отошел ко Господу наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков) Почил о венедикт

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В Православии утрата близких воспринимается несколько иначе, нежели среди людей нецерковных. Нет, это не отменяет печали и скорби, однако уберегает нас от страшного греха — уныния. Так, для человека верующего смерть — это отнюдь не фатальная и невосполнимая потеря, а потому вся скорбность утраты для нас должна сочетаться с осознанием, что в реальности, сотворённой Господом, никакой смерти нет. Напротив, это только начало нового этапа бытия, соединение нашей бессмертной души с Богом в Вечной жизни.

Сегодня, 22 января 2018 года, на 79-м году своей земной жизни отошёл к Господу архимандрит Венедикт (Пеньков). Добрый пастырь, проповедник и духовник. И, конечно, известный миллионам православных людей наместник легендарной Свято-Введенской Козельской Оптиной пустыни — одного из главных монастырей не только благословенной Калужской земли, на территории которой он находится, но и всей Земли Русской. Человек, родившийся в непростые предвоенные годы и переживший в детстве Великую Отечественную войну, а в годы хрущёвских гонений на Церковь принявший мужественное решение посвятить себя церковному служению.

Постриженик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, получивший прекрасный опыт монашеской жизни в, мягко говоря, не самых благоприятных для Русской Церкви условиях, отец Венедикт стал вторым наместником возвращённой верующим на рубеже 1987-1988 годов Оптиной пустыни. С 1990 года батюшка возрождал эту величайшую русскую святыню, вложив в неё немало сил и поистине всю душу. Именно при нём обитель святых Оптинских старцев вновь просияла, став не только исторической, но подлинной наследницей духовных традиций, заложенных в XIX столетии.

Те, кто знаком с историей Оптиной пустыни, прекрасно знают, что очень многие творческие люди были согреты евангельским теплом, которое излучали Оптинские старцы. В Оптиной бывали Николай Гоголь и Фёдор Достоевский, в святых стенах этой обители погребены знаменитые философы-славянофилы братья Киреевские, здесь же в 1891 году тайный монашеский постриг принял Константин Леонтьев, самый яркий русский мыслитель-консерватор XIX века, оставивший об Оптиной пустыни немало тёплых и глубоких слов:

"Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет", — и во многих отношениях Русью очень старой даже, до сих пор ещё благополучно отстаивающей себя от России новой, либеральной и космополитической..."

И именно таким "Оазисом Святой Руси" Оптина пустынь вновь стала в годы наместничества архимандрита Венедикта. Именно он сделал очень многое, чтобы в обитель вновь стали как можно чаще приезжать представители русского интеллектуального сообщества. И это — одна из важнейших просветительских оптинских традиций. Так, в XIX столетии немало представителей зарождавшейся в те годы революционно настроенной либеральной интеллигенции в буквальном смысле "встали на путь исправления", в значительной степени благодаря наставлениям Оптинских старцев. В XXI веке одним из путей возрождения православного самосознания стало создание весной 2006 года постоянно действующего Оптинского форума.

"Великая ложь утверждать, что человек, который на Земле скорбей не несёт, после смерти попадёт в Царство Божие", — не раз подчёркивал архимандрит Венедикт, в том числе в беседе с автором этих строк, напоминая евангельские слова Самого Спасителя о том, что "Царство Небесное нудится", то есть добывается с трудом, с усилиями, потом, а порой и кровью. И именно эти слова всегда были одним из главных побудительных мотивов всех деяний самого новопреставленного батюшки.

Конечно, невозможно описать даже часть из того, что было сделано отцом Венедиктом, в формате небольшой статьи. Но достаточно приехать в Оптину даже на короткое время, чтобы увидеть масштабы осуществлённого в годы его наместничества (от возрождённых из небытия храмов обители до поражающего своими масштабами монастырского хозяйства). А самое главное — каждый, кто хотя бы раз побывал в Оптиной, возвращается оттуда духовно преображённым человеком. Среди таких людей и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, который в эксклюзивном комментарии "Царьграду" сказал об отце Венедикте такие проникновенные слова:

"Он был одним из великих молитвенников Православной Церкви. Не только человеком, просвещённым в области православной культуры, а также великолепным собеседником и наставником, но и истинным созидателем. Если вспомнить, какой была Оптина Пустынь до того, как архимандрит Венедикт стал наместником этой обители, и взглянуть на неё сейчас, то вызывает восхищение результат его праведных трудов. Трудов всей братии, которую он сумел собрать вокруг себя".

Также глава Калужской области особо отметил, что, несмотря на возраст, батюшка всегда являл как монастырской братии, так и тысячам гостей Оптиной пустыни образ и пример вечного молитвенника и труженика:

"Важно, что он не чурался никакой работы. Всем, кто посещал монастырь, всегда показывал подворье. Всегда, если было время летних работ, приглашал на поля. 800 гектаров земли всегда были в образцовом порядке, получали самые высокие урожаи, высокие надои, производили и производят мёд, рыбу".

Анатолий Артамонов, прекрасно знавший отца Венедикта, лично скорбит об этой утрате, о чём поделился с читателями "Царьграда":

"Это человек, которого будет не хватать многим и многим тысячам людей, паломникам, верующим, которые проходят в святую обитель поклониться мощам оптинских старцев. Хочется выразить слова искреннего соболезнования всем насельникам обители Оптиной пустыни, родным, близким отца Венедикта, всем, кто его знал. Мы все вместе будем скорбеть по этой утрате. Хочется надеяться на то, что его последователи будут с честью нести то слово Божие, которое он старался донести до нас..."

Добавить нечего. Кроме очень важных для каждого христианина слов заупокойной молитвы. Молитвы, которая сейчас, в дни прощания с отцом Венедиктом, звучит во многих храмах Русской Православной Церкви:

"Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, новопреставленному архимандриту Венедикту, и сотвори ему вечную память!"

О новопреставленном архимандрите Венедикте (Пенькове) вспоминают духовные чада, знавшие почившего оптинского настоятеля по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, некогда взрастившей его самого, и Оптиной Пустыни, братию которой отец Венедикт возглавлял более четверти века.

«Он каждого брата носил в своем сердце»

Гурий, епископ Арсеньевский и Дальнегорский:

Отец Венедикт был моим духовным отцом, я его встретил, когда еще был воцерковляющимся мирянином. Когда я поделился с ним своим желанием принять монашество, он посмотрел на меня с любовью и благословил:

– Хочешь быть монахом, живи, как монах».

Разумеется, речь шла прежде всего о том монастыре, который надо построить и укрепить в своем сердце. Но и в отношении внешних правил – благословил, допустим, уже не есть мяса, однако в праздники за общим столом:

– Для смирения, – наставлял, – кушай.

Под его руководством я стал читать Священное Писание, святоотеческие книги по догматике, аскетике. Старался жить по заповедям. Однажды женщина попросила помочь детям, и, вспомнив сказанное: Просящему у тебя дай (Мф. 5:42), – я вручил ей достаточно крупную по тем временам сумму. И тут же батюшка благословил меня месяц пожить-потрудиться в монастыре, где мне по итогам трудничества еще и заплатили.

Отец Венедикт никогда никого не пытался неволить – мол, раз окормляешься у меня, к другим не обращайся. Наоборот, расшевеливал:

– Сходи к отцу Кириллу, сходи к отцу Науму.

Помню, когда я пришел к отцу Науму, он спросил, у кого я исповедуюсь, и, услышав ответ, задумчиво произнес:

– Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носит в сердце.

Еще сказал, что у него особые дары Иисусовой молитвы и целомудрия.

Знаю, что и потом, когда отец Венедикт уже собрал в Оптиной Пустыни большое – как, может быть, нигде в мужских монастырях России – братство, он пекся о всех и о вся. Он каждого брата носил в своем сердце. Наставлял в изучении Священного Писания, в жизни по заповедям Христовым: учил видеть их (потому что мы же, даже читая, не видим – а всё Евангелие пронизано ими!) и исполнять. Поэтому и братство складывалось, – а не так, что живут вроде вместе братия, а на самом деле автономно.


Отец Венедикт, как опытные отцы-основатели древних монастырей и лавр, мудро управлял обителью. Был не просто администратором, а всем отцом. Видел меру возраста Христова в каждом. Ставил духовниками тех, кто готов уже был окормлять новоприбывших.

Он и меня хотел взять с собой в Оптину Пустынь, когда его туда из Лавры перевели, да меня тогда Святейший Алексий II не отпустил. Ездить к нему уже было далеко, и мне Любушка Сусанинская сказала:

– Ходи к отцу Науму.

Но с отцом Венедиктом у нас оставалась внутренняя сокровенная связь. Особенно в последний год, когда отца Наума не стало, я, бывая в Москве, всегда заезжал к отцу Венедикту испросить совета, утешиться. С такими духовными людьми можно просто пообщаться, и ты уже внутренне согреваешься как-то…

Какие замечательные беседы он проводил! Он и меня благословлял учиться так открыто общаться с людьми. Отец Венедикт всегда очень щедро делился своим духовным опытом. Послушать его слова приезжали и далекие от Церкви власть имущие, и профессора, художественная интеллигенция, – и так, вникнув в то, что он говорил, воцерковлялись.

Вечная память верному служителю Христову.

«Он учил нас знать и помнить Священное писание для того, чтобы его исполнять»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель московского подворья Оптиной Пустыни:

В Оптиной Пустыни отец наместник оставил после себя процветающий и духовно, и во внешнем благолепии монастырь. Но главное – все-таки духовные плоды. Сейчас в монастыре около шестидесяти иеромонахов, а всего порядка двухсот монашествующих. Это во многом благодаря таланту отца Венедикта собирать вокруг Господа ищущих иноческого пути.

Именно к являемому им образу монашеской жизни, к сосредоточенному молитвенному деланию тянулся народ, а из народа отделялись и посвящали себя на служение Богу те, кто впоследствии становились иноками и монахами.

Мы посмотрели даты поминовения отца Венедикта: почил он на память святителя Филиппа, митрополита Московского, ранее соловецкого игумена-строителя; отпевание – на память преподобного Феодосия Великого, начальника общежительных монастырей; девятый день приходится на память преподобного Антония Великого – первооснователя монашеской жизни на Востоке; а сороковой день совпадает с днем памяти святителя Гермогена, Патриарха Московского, который явился хранителем православной веры и удержал Россию от скатывания в унию и сомнительных связей с католиками.

Наместник неустанно наставлял братию:

– Читайте Священное Писание, запоминайте его для того, чтобы исполнять.

Каждому монаху он благословлял носить с собой выписки из Ветхого и Нового Заветов, – причем многое из этих слов он сам знал или наизусть, или очень близко к тексту. Такое огромное значение придавалось в обители слову Божию. Отец наместник им просто дышал. Он непрестанно следовал сам и учил других завету преподобного Серафима Саровского: ум монаха должен плавать в волнах Священного Писания. Сам преподобный Серафим за неделю прочитывал весь Новый завет: в первые четыре дня – понедельник, вторник, среду, четверг – всех Евангелистов, в остальные три дня – Деяния святых апостолов, их послания, и завершал неделю прочтением Апокалипсиса. Наш наместник тоже из рук не выпускал Евангелие, и братию увещевал, просил, умолял быть ревностными в этом делании.

Но Евангелие исполнить без помощи Божией невозможно, поэтому он наставлял молиться Иисусовой молитвой и сам показывал в этом пример. Иначе, – говорил, – если у монаха нет внутренней молитвы, – у него нет никакой молитвы. Ибо внешняя молитва – это только листья, плоды же исполнения Евангельских заповедей взращиваются от корня Иисусовой молитвы. То есть молитва – не самоцель. Целью является жить по Евангелию с Богом. Но без молитвы этого не достигнешь. Отец Венедикт был редким для нашего времени делателем Иисусовой молитвы. Умел наставить, как заниматься ею.

Сам он был учеником двух великих старцев – отцов Наума (Байбородина) и Кирилла (Павлова). Будучи еще монахом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, я видел, как отец Венедикт хранил послушание слову старших наставников. Он пронес верность наставлениям взрастивших его старцев через всю жизнь. Преподобный Исаак Сирин предупреждал: «Кто сам себе советник – тот сам себе враг». Также и оптинские старцы придерживались исповедания: «Только не по моему!» Или как говорил преподобный Симеон Новый Богослов: «Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно и обирать бесполезно плоды своей воли».

По воле Божией, сам навыкнув в послушании, именно отец Венедикт стал продолжателем традиции старчества Оптиной Пустыни. Он воспитал в обители более десяти крепких духовников, у каждого из которых сейчас чада уже стали иноками, монахами, иеродиаконами, иеромонахами, игуменами. Пусть эти духовники и не пришли еще в меру дореволюционных Оптинских старцев, но отец Венедикт устроил жизнь в пустыни на основном монашеском принципе – послушании. Дай Бог, чтобы эта возрожденная традиция не угасла.

Старец Амвросий говорил про тех, кто упрямо живет по своей воле: «У них обычай бычий, а ум телячий», или: «Своя воля и учит, и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь и научит». Любой внутренний труд напрасен без послушания, которое начинается с подавления своего эгоизма и собственной бестолковой воли и разрушительной самости. Преподобный Исаак Сирин предупреждал: «Диавол скоро даст такую свободу, которая будет хуже всякого рабства». Если ты не покоришь своего ума Богу, ты обязательно подчинишь его супротивному. «Праздный [от молитвы] ум – седалище диавола», – говорил святой. Поэтому отец Венедикт всегда и наставлял братию:

– Дело – в руках, а молитва – в устах. Всегда имей памятование о Боге: что бы ты ни делал, ни думал, ни говорил – всё совершай пред лицом Бога Живого. Как только утеряешь эту память, – всё пойдет наперекосяк, всякая ерунда заполонит ум, говорить будешь что ни попадя, делать, что не должно и т. д.


Царствие Небесное отцу Венедикту – за то, что создал братство, продолжил традицию старческого делания и послушания, сам был делателем Иисусовой молитвы и благословлял братию ею заниматься, учил знать и помнить Священное Писание для того, чтобы его исполнять.

Вечная память.

«Молитва была главной движущей силой возрождаемого монастыря»

Архидиакон Рафаил (Романов), насельник Оптиной пустыни с 1990 года, ныне келейник схиархимандрита Илия (Ноздрина):

Отец Венедикт, подражая Господу, много подвизался и многое сделал, и так же, как Сам наш Подвигоначальник, принял крестную муку, увенчавшую его служение Богу и людям.

Мы с батюшкой Илием застали то, как в 1991 году, 20 января, на Собор святого Крестителя Господня, отец Венедикт приехал в Оптину Пустынь: братия встретила его тогда во святых вратах обители, а потом мы все вместе пошли в скит святого Иоанна Предтечи.

Многое тогда еще в обители и в скиту предстояло восстанавливать, – и отец наместник принял врученную ему священноначалием святую обитель с большой любовью. Он всей своей душою был посвящен служению Церкви.

Сам он был совершенно нестяжателен. Долгое время ездил на простой «Ниве», в келлии у него была чрезвычайно простая обстановка. Производя ремонт келейных корпусов, он отремонтировал свой в последнюю очередь.

Больше всего он радел о том, чтобы храмы Божии во святой Оптине обрели прежнее, как было до осквернения и разрухи, благолепие.

С братией отец наместник был строг. Но точно так же, как мы бываем признательны родителям, когда вырастем, – мы, монахи, глубоко благодарны отцу Венедикту, сподвигавшему нас на молитвенное бодрствование, на изучение Священного Писания. Он не спускал никаких нарушений Устава, взыскивал, но тем самым и закалял нас внутренне. Так и надо: монах пред Богом должен стоять в благопристойном образе, не расхлябанный, не ленивый.

Внутреннее трезвение дополнялось напряженным физическим трудом. Отец Венедикт дал нам четкую установку: монастырь должен кормить себя сам. Как рачительный хозяин наместник мог задействовать брата на послушании, связанном с его специальностью в миру. Например, мне в свое время было поручено заниматься пчелами. Также, зная этот труд, я поначалу возился с овечками, с козочками. Потом коров в обители завели. Сажали сначала монастырские огороды, а потом стали засеивать злаками, бобами, картошкой и поля далеко окрест – за 20–30 километров от Оптиной. Так что в результате обитель кормила уже не только себя и паломников, но и благотворительно – многих в тех краях неимущих, нуждающихся.

В управлении отца Венедикта обителью духовное преуспеяние двигало и внешние попечения. Так, знаю, что если отец наместник видел, что брат усердно подвизается в молитве, он такого рукополагал, а также мог назначить на какое-то ответственное служение, благословлял возглавить какую-либо монастырскую службу. Молитва была главной движущей силой возрождаемого монастыря.

Как же радовался отец наместник, когда по молитве все устраивалось и получалось! Приезжая на стройку, где из руин восставали некогда бывшие здесь стены святой обители, – он просто ликовал!


С батюшкой Илием мы были у отца Венедикта в больнице незадолго до кончины. Он уже ничего не говорил. Видно было, как он мужественно и кротко претерпевает телесные страдания.

Отец Венедикт очень любил отца Кирилла (Павлова). Когда мы с батюшкой Илием ехали к старцу, всегда передавал ему поклон. Слушая потом рассказ о том, как мы его навестили, не мог скрыть своего благоговейного трепета.

Духовная связь с отцом Кириллом многих укрепила в преддверии их собственной голгофы.

Покой, Господи, нашего дорогого наместника отца Венедикта, так много потрудившегося в созидании вверенных ему святой обители и ее братства!

Вечная память.


Записала Ольга Орлова

22 января, на 79-м году жизни, после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков). Он был созидателем и хранителем монастырской жизни, а также чутким духовным отцом. Вот что рассказывают о новопреставленном архимандрите Венедикте знавшие его архипастыри и пастыри.

«Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носил в сердце»

‒ Когда я пришел к вере, я сначала пошел по московским священникам, исповедовался у них, потом поехал в Свято-Троицкую лавру. Помню, захожу в Иоанно-Предтеченский храм, а там отец Венедикт проводит общую исповедь. Я послушал его и тут же встал к нему в очередь, очередь была огромной, и я к нему в первый раз так и не попал. Но уже целенаправленно стремился попасть именно к этому духовнику на исповедь. Приезжаю в следующий раз, выслушал общую исповедь, и тогда уже Господь сподобил меня, видимо, за мою неотступность, поисповедоваться лично батюшке.

Я потянулся к нему, как к своему духовному отцу

А после, побывав у него на духовной беседе, я уже понял, что его образ мне лег на сердце, я потянулся к нему, как к своему духовному отцу. Стал часто к нему приезжать, обращался с вопросами.

Батюшка проводил удивительные беседы, причем не только с самими духовными чадами, - мы к нему приезжали и со своими родителями. Причем с неверующими родителями! Моя мама благодаря общению с ним уверовала. Конечно, Господь к Себе приводит, но многих на моих глазах и из моего близкого окружения Он призвал через отца Венедикта.

Батюшка мне постоянно говорил:

Сходи к отцу Кириллу, сходи к отцу Науму.

Когда я оказался у отца Наума, тот спросил, у кого я исповедуюсь. Я сказал.

Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носит в сердце, - сказал тогда старец.

Все трое - отцы Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин) и новопреставленный отец Венедикт - ушли один за другим. Царствие Небесное!

22 января 2018 года на 79-м году жизни после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков).

Архимандрит Венедикт последние годы мучился от тяжелой болезни. При этом он находил силы укреплять и поддерживать своих братьев и мирян, проявляя искреннюю христианскую доброту и заботу. Батюшка до последних дней радел о судьбе нашего общего Отечества, не оставался равнодушным к происходящему на Донбассе и Украине.

В начале января архимандрит Венедикт перенес сложную операцию на ноге, спустя неделю после операции всё еще находился в реанимации – начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и 22 января он оставил этот мир...

Отец наместник Оптиной пустыни навсегда останется в памяти и сердцах братии обители, духовных чад, друзей и близких.

Господь да упокоит душу почившего в Своих Небесных селениях!

Владычица наша Царица Небесная да ходатайствует перед Своим Сыном о даровании милости к новопреставленной душе!

Краткая справка

Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года. Окончил Московскую духовную семинарию, а в 1973 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1970-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры.

В 1990 году пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Венедикт в честь прп. Венедикта Нурсийского.

В 1990 году назначен настоятелем Оптиной пустыни с возведением в сан архимандрита.

Оптина пустынь – один из центров Православия, мужской монастырь Русской православной церкви в Калужской области. Главной святыней обители были Оптинские старцы. Во все времена в Оптину приезжали за умиротворением, бывали в обители и многие известные личности: Жуковский, Тютчев, Аксаков, Гоголь, Достоевский; здесь гостили Чайковский, Чижевский и Соловьев.

В 2016 году написал прошение о почислении на покой, которое не было удовлетворено.

9 января 2018 года перенес операцию по ампутации нижней конечности на фоне развивающегося сахарного диабета.

Архимандрит Венедикт получил широкую известность в православной среде как бескомпромиссный ревнитель, защитник святого Православия, решительный противник церковного модернизма, экуменизма, электронных средств порабощения личности.

Архимандрит Венедикт оказывал помощь движению «За жизнь», которое борется с абортами. Его Высокопреподобие считал справедливо аборты тяжким грехом и участвовал в деле профилактики прерываний беременностей и был единственным из наместников, оказывающих подобную помощь общественникам.

Все верные ныне возносят молитвы ко Господу о упокоении души отца Венедикта. Вечная память и Царство Небесное новопреставленному архимандриту Венедикту!

Священника Венедикта Циркового, который прославился исполнением «Мурки» во время Великого поста в трапезной московского храма, выслали в Приднестровье. Medialeaks рассказывает, где происходило действие видео, что известно о самом Цирковом и его непосредственном руководителе - архиепископе Савве и почему священники из Тирасполя работают в Москве.

Как зовут священника, где и когда он пел «Мурку»

Первым видео со священником, который во время праздничного обеда исполняет песню «Мурка» под аккомпанемент ансамбля народных инструментов, 2 апреля выложил в твиттер журналист Александр Невзоров.

Александр Невзоров

Поп пошёл на дело, выпить захотелось. Поп зашёл в шикарный ресторан.

Священник исполняет песню от начала до конца, включая строчку «Скольких я зарезал, скольких перерезал». Видно, что часть людей в помещении подпевает, другие отворачиваются и не выглядят довольными. Позднее видео было выложено в YouTube.

В реплаях у Невзорова многие стали подшучивать над священником и Русской православной церковью.

Maxat NurMuhammad

Православный блатняк! Теперь я видел всё.

Вал Мишель

Там сидел Гундяев, в митре и с котлами,
А под рясой - ксива и наган.

madsubstance

Хороший тамада, и конкурсы интересные.

Жан Боль Сратр

Всё так. Как-то бухал с питерскими семинаристами - чуть не помер.

Песню на видео исполяет архимандрит Венедикт Цирковый, священник в церкви Иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово, на Каширском шоссе. Всё происходит в трапезной этой церкви. День установить сложно, но судя по тому, что на столе есть мясные закуски, а украшением служат гвоздики, видео было снято не во время Великого Поста, то есть до 19 февраля 2018 года.

Запись моментально стала вирусной, в тот же день её опубликовал в фейсбуке диакон Андрей Кураев. Он же назвал имя священника, который поёт.

Архимандрит Венедикт (Цирковый)

В своём посте Кураев подробнее объяснил, что было на видео. По его словам, всё происходило в присутствии того самого правящего архиерея, о котором пишет Волков, и с его благословения.

Ну, вы уже знаете, что с годами слова «церковь» и «цирк» становятся всё более однокоренными. И вот - очередной пруф. Солист - личный секретарь архиепископа Тираспольского и Дубоссарского архимандрит Венедикт (Цирковый). Соответственно, глава застолья - архиепископ Савва.

Как отреагировала РПЦ

Пост Кураева расшарили почти пять тысяч человек. В среду 3 апреля последовала официальная реакция от руководства Русской православной церкви. Пресс-секретарь патриарха Александр Волков написал в фейбуке, что к архимандриту Венедикту применены дисциплинарные меры.

Alexander Volkov

О ролике, в котором священник (архимандрит Венедикт (Цирковый)) исполнял песню «Мурка» в трапезной одного из московских храмов, доложено Святейшему Патриарху Кириллу, правящему епископу города Москвы. Священнику указано сегодня покинуть пределы Московской епархии и отбыть в Тираспольскую епархию, клириком которой он является, под архипастырское наблюдение правящего архиерея.

Что известно об архимандрите Венедикте и его руководстве

Хотя Тираспольская и Дубоссарская епархии территориально находится в Приднестровье, наместник патриарха в этой епархии, архиепископ Савва, постоянно проживает в Москве. Он является настоятелем той самой церкви Иконы Божией Матери «Троеручица» на Каширском шоссе. Там же служит и отец Венедикт.

Архимандрит - это высший монашеский чин, то есть Цирковый не просто священник, а монах, отмеченный церковью за заслуги в монашеском подвиге. Кураев выражает негативное отношение к происходящему.

Не думаю, что священник или игуменья, сидящие с краюшку, рады слышать такое. Но они не смеют ни выйти, ни осадить пошлого певуна - владыке ж нравится! И нет, это не дно. Дно - это тосты за товарища Сталина, поднимаемые на таких же церковных застольях. Мне доводилось уже это видеть (и громко протестовать).

Также Кураев утверждает, что архиепископ Савва был ранее замешан в другом скандале, и называет его «большим любителем сувровцев, изгнанным за это [патриархом] Алексием и возвращённый и награждённый [патриархом] Кириллом».

Подробнее об этом скандале рассказал на «Эхе Москвы» 4 апреля Александр Невзоров:

Архимандрит Венедикт, он рукоположенец того самого архиепископа Саввы, который прямо на параде вживую гомосексуальным образом домогался курсантов, о чём даже генерал Родионов вынужден был написать докладную Алексию, ещё тому патриарху, и его убрали.

Андрей Кураев ещё раз заявил о том же самом 4 апреля в своём ЖЖ , написав, что «по Венедикту и по Савве давно тюрьма плачет, причём с учётом нового предложения Яровой - пожизненная».

Цирковый вообще-то к Тирасполю не имеет никакого отношения. Он давно москвич, с Саввой близок ещё с 90-х годов. Похоже, всё время он служил лишь по личной договорённости Саввы с [митрополитом Истринским] Арсением. Без патриаршего указа и не будучи в штате Мосепархии. Так что его не наказали, а просто применили норму церковного закона.

Митрополит Арсений Епифанов - первый викарий патриарха, один из самых влиятельных руководителей РПЦ, заведует церковным имуществом Московской епархии и надзирает за приходами ЮАО Москвы, к которому относится церковь, где было снято видео.

Согласно официальной биографии архиепископа Саввы, опубликованной на сайте церкви, с 1995 по 2001 год он был председателем Отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями. После этого в его карьере происходит небольшой перерыв, а затем в 2002 году он становится настоятелем строящейся церкви иконы Божией Матери «Троеручица». Такой перевод можно рассматривать только как большое понижение.

Информации об архимандрите Венедикте сейчас на сайте церкви нет, но сохранилось его поздравление архиепископу Савве, записанное на видео в декабре 2017 года.

Также на сайте церкви есть проповедь отца Венедикта на пятую неделю Великого поста. В ней он говорит среди прочего следующее:

Если человек следит за своим образом жизни, то Господь ему в этом помогает, если мы воздерживаемся от дурных привычек наших, от объедения, от каких-то действий, которых не нужно совершать верующему человеку, то тогда Господь, видя наше стремление, будет нам в этом помогать. А если мы живём по своему усмотрению чисто человеческому, то, конечно, ничего доброго мы в своей жизни не добьёмся.

Диакон Андрей Кураев далеко не первый раз заявляет о гомосексуальности тех или иных священников и развратных действиях в отношении несовершеннолетних. В 2014 году он , за что был раскритикован патриархом Кириллом. До этого Кураев был уволен из Московской духовной академии, где преподавал, за свои публикации в соцсетях.

В 2015 году самарский священник Артём Вечелковский первым из духовенства РПЦ и заявил, что церкви пора пересмотреть своё отношение к ЛГБТ.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Неизвестный хищник терроризирует Украину Неизвестный хищник терроризирует Украину О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу