Cобор во имя Святой Троицы в Александро-Невской лавре. Троицкий собор Александро-Невской лавры. История строительства. Ч.2 Собор троицы живоначальной в александро невской лавре

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Важнейшим событием в обители в последней трети XVIII века было сооружение главного соборного храма. Разработка проекта была поручена в 1774 году архитектору И. Е. Старову. В феврале 1776 году Екатерина II утвердила проект.

30 августа 1778 года, в день перенесения мощей святого Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы провел церемонию закладки храма. Сооружение собора и его внешняя отделка были завершены к 1788 году, а роспись стен, сводов и купола закончена к августу 1790 году. Торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы и перенесение в него мощей святого князя Александра Невского состоялось 30 августа 1790 года. Собор отличается богатым внутренним убранством. Екатерина II подарила для храма драгоценные богослужебные предметы и ряд картин на церковные сюжеты, созданных крупными мастерами западноевропейского искусства и русскими художниками-академистами.

Весной 1922 года реквизировали большую часть церковных ценностей собора, рака святого благоверного великого князя Александра Невского была вскрыта, мощи изъяты, а серебряный саркофаг передан в Эрмитаж.

Фотографии Свято-Троицкого собора до 1917 года.

20 декабря 1933 года собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд.В 1956 году было принято постановление о возвращении Троицкого собора верующим. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора.

12 сентября (30 августа) 1957 года совершилось освящение главного алтаря, с этого времени в соборе возобновилась приходская жизнь.

3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими святыни.

Фотографии Свято-Троицкого собора 2013-2015 гг.

Перед главным собором монастыря находится "Коммунистическая площадка", в 2009 г. переименованная в Казачье кладбище . Участники обороны Петрограда, жертвы кронштадтского мятежа, старые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры - таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на Коммунистической площадке были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил.

Панорамный вид внутреннего убранства Свято-Троицкого собора

Фото: Троицкий собор Александро-Невской лавры

Фото и описание

Троицкий собор является соборным храмом Александро-Невской лавры в городе Санкт-Петербург. В 1776 году Екатерина II утвердила проект храма, созданный архитектором И.Е. Старовым, и назначила его руководителем строительства. Торжественную закладку собора произвел в 1778 году митрополит Гавриил (Петров). В 1782 году на одной из 2-ух двухъярусных башен-колоколен были установлены куранты. На другую башню был повешен колокол весом 13 тонн. В 1786 году собор был завершён вчерне.

В 1790 году, в день святого князя Александра Невского, митрополитом Гавриилом Троицкий собор был освящен. В этот же день из Благовещенского храма в собор под пушечные выстрелы перенесли мощи благоверного князя Александра Невского. В 1847 году здесь было установлено калориферное отопление, и в соборе стали служить зимой.

В 1922 году собор потерял большое количество украшений и утвари. В 1933 году храм был закрыт и приспособлен под Дом чудес и технических достижений. В 1940-е годы здесь располагалось жилищное управление, Музей городской скульптуры и склад. Лишь в 1956 году собор был возвращён верующим. В 1957-1960 и 1986-1988 годах собор реставрировали. На сегодняшний день Троицкий собор находится в отличном состоянии, охраняется государством.

Троицкий собор представляет собой однокупольный храм с 2-умя двухъярусными башнями-колокольнями. Архитектурный стиль – ранний классицизм. Внутреннее соборное пространство – крестообразное в плане. Массивные пилоны, поддерживающие своды, разделяют его на 3 нефа. Собор венчает купол на высоком барабане. Общую композицию дополняют 2 монументальные колокольни. Они возвышаются по сторонам лоджии центрального входа, которая оформлена портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны неглубокими филёнками и пилястрами.

Над северным и южным входами находятся барельефные панно, на которых изображены события из Ветхого и Нового заветов. Скульптор – Ф.И. Шубин. Над главным входом – «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма», ниже можно увидеть скульптурный ансамбль, изображающий ангелов с орденским знаком святого князя Александра Невского.

Внутри здание сочетает две формы: базиликальную и крестово-купольную. В плане – латинский крест. Приставные коринфские колонны с золочёными капителями украшают главный неф. В барабане, поддерживающем купол, находится 16 окон, через которые происходит основное освещение храма.

Иконостас представляет собой полукруглую нишу с царскими вратами в глубине. Изготовлен из итальянского мрамора белого цвета А. Пинкетти. Детали из бронзы выполнены П.П. Ажи, образа в царских вратах написаны И.А. Акимовым и Я. Меттенлейтером. В создании остальных образов иконостаса принимал участие Г.И. Угрюмов. В парусах видны изображения 4-ех евангелистов, выполненные Я. Меттенлейтером.

Первоначальная роспись интерьера была исполнена Ф.Д. Даниловым. Но вскоре она была частично утрачена по причине долгого отсутствия отопления в соборе, и поэтому в 1806 году роспись была заменена другой. Ее создал А. делла Джакомо по эскизам Д. Кваренги. В 1862 году своды собора были вновь расписаны. Это сделал П.С. Титов, используя эскизы Ф.Г. Солнцева. Лепкой занимались Д. Фонтана и Ф. Ламони, статуи святых и 20 барельефов выполнил скульптор Ф.И. Шубин. В западной зоне собора был установлен мраморный барельеф митрополита Гавриила (сейчас – в Русском музее).

В алтаре, за престолом, был помещен образ Благовещения Богородицы, выполненный Р. Менгсом. На восточной стене – картина «Воскресение Христово», созданная П.П. Рубенсом, над южными вратами – «Спаситель Благословляющий» А. ван Дейка. Портрет Екатерины II, выполненный Д.Г. Левицким, висел над царским местом, напротив находился портрет Петра Великого. У гробницы располагался серебряный аналой с киотом, где были помещены «ковчежцы» с частицами мощей и иконы. Его в 1806 году подарил император Александр I. С левой стороны от раки – образ Владимирской Божией Матери, с правой – Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в Троицкий собор из Таврического дворца была доставлена малахитовая сень для плащаницы, которую изготовили в 1827-1828 годах в Париже в мастерской П.-Ф. Томира (сейчас – в Эрмитаже). Большое паникадило из серебра, весившее примерно 210 килограммов, пожертвовала Екатерина II.

С начала XX столетия в соборе установился обычай: каждый год, 25 октября (7 ноября), в день смерти Петра Ильича Чайковского, исполнять литургию Иоанна Златоуста, созданную им для смешанного хора.

По первоначальным работам каменного строения монастыря строительство соборного храма было начато в 1720 году, и к 1730 году вчерне закончено, однако из-за серьезных повреждений в стенах храма, его пришлось разобрать.

В 1776 году Императрица Екатерина Вторая повелела строить новый соборный храм Александро-Невского монастыря во имя Святой Живоначальной Троицы, который был торжественно заложен 30 августа 1776 года в Высочайшем присутствии. В основание храма, под алтарем, были положены частицы мощей св. апостола Андрея Первозванного, вложенные во мраморный ковчежец, а также серебряная доска с надписью, когда и в чье царствование совершена закладка.

Храм строился по проекту талантливого русского зодчего Ивана Егоровича Старова, который заведывал и производством работ. Надзор за строительством вел Архиепископ (впоследствии Митрополит) Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров).

30 августа 1790 года собор был торжественно освящен. На церемонии присутствовала Императрица Екатерина Вторая в костюме гроссмейстера ордена св. князя Александра Невского и в малой короне. Вместе со всею семьею она была встречена духовенством у Святых Врат монастыря, и, следуя за кавалерами ордена св. князя Александра Невского, вошла в Благовещенскую церковь, откуда при пушечной пальбе и колокольном звоне были перенесены мощи святого благоверного князя в новый Свято-Троицкий собор. Освящение храма и Божественная литургия были совершены митрополитом Гавриилом с другими преосвященными.

Постройкой и освящением соборного храма был закончен целый ряд построек монастырских зданий, и вскоре указом Императора Павла Первого Александро-Невский монастырь стал Лаврой.

Свято-Троицкий собор поражал своим величием, красотой и строгостью форм. Выдающиеся мастера принимали участие в отделке храма. Великолепный белого итальянского мрамора иконостас - работа братьев Пинкетти. Образа для иконостаса и всего собора выполняли ведущие мастера живописи, профессора Императорской Академии Художеств И, А. Акимов, П. С. Дрожжин, Г. И. Угрюмов, А. И. Вельский, Я. Меттенлейтер и другие. Образа для иконостаса - Спасителя и Божией Матери, а также писанные на липовых досках иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила на северные и южные двери храма, были написаны Иваном Акимовым.

Шесть круглых образов на медных досках для царских врат, изображения четырех Евангелистов В парусах купола, образа св. Жен-Мироносиц и св. князя Александра Невского с воинством, над боковыми дверями храма, написаны Меттенлейтером. Запрестольный образ Благовещения Пресвятой Богородицы был писан Рафаэлем Менгсом, кроме того, в храм были написаны иконы, изображающие события из жития св. князя Александра Невского: «Вход св. Князя во Псков», «Невская победа» и «Видение Пелгусия». Под сводами собора были помещены двадцать скульптур святых работы Федота Шубина.

После освящения Свято-Троицкий собор более не перестраивался и вплоть до 1934 года оставался главным храмом Лавры и одним из самых почитаемых храмов города.

В январе 1918 года, после декрета об отделении Церкви от государства, по указанию А. Коллонтай была предпринята попытка захвата и закрытия Свято-Троицкого собора и всей Лавры. Вооруженные солдаты ворвались в Лавру, пытавшийся образумить их священник отец Петр Скипетров был убит на паперти собора. Однако тогда попытка закрыть храм и Александро-Невскую Лавру не имела успеха.

Монастырь был закрыт в 1920-е годы, собор же продолжал действовать до 1934 года. Православные святыни были изъяты из храма.

В 1948 году православные верующие города при активном участии правящих Митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова) ходатайствовали о передаче храма Русской Православной Церкви, который был ей возвращен в 1956 году. Здание храма находилось в плачевном состоянии. Митрополит Елевферий принял все меры к быстрейшему проведению реставрационных работ. Настоятелем собора был назначен викарный Епископ Алексий, на которого были возложены заботы по восстановлению храма.

12 сентября 1957 года, в день перенесения мощей св. князя Александра Невского в Петербург, храм был торжественно освящен Митрополитом Елевферием в сослужении с Епископом Алексием и многочисленным духовенством. На следующий день был освящен боковой придел собора во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Реставрационные работы во храме велись в 1957-60 годах под руководством архитектора X. Д. Халтурина. Живопись восстанавливалась художником-реставратором Н. В. Перцевым.

В этом году храм отметил свое 200-летие. 11 сентября вечером Святейший Патриарх Алексий возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе в сослужении с Митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном, Архиепископом Никоном, Архиепископом Пензенским и Саранским Серафимом, Епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением, Епископом Новгородским и Старорусским Львом, Епископом Истринским Арсением; а 12 сентября - Божественную литургию в соборе. В июне 1990 года Свято-Троицкий собор стал центром торжеств, посвященных 750-летию Невской битвы.

Свято-Троицкий собор - одна из старейших святынь нашего города, и ныне поражает своим великолепием. Мощный купол собора и две колокольни, примыкающие к западному фасаду храма, доминирует над Лаврой. С западной стороны храма устроена паперть со множеством колонн. Здесь три двери. Над центральными дверями два Ангела держат золоченый щит, на котором изображен орденский знак св. князя Александра Невского.

На стенах храма, над входными северными и южными дверями с внешней стороны выполнены лепные горельефы на Ветхозаветные сюжеты.

Главная святыня соборного храма и всей Лавры- мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Святые мощи почивают в кипарисовом ларце, в раке, устроенной под сенью за правым клиросом.

В июне 1724 года святые мощи были по указанию Императора Петра Великого подъяты из Рождественского монастыря во Владимире-на-Клязьме и препровождены сухим путем до Новгорода и далее водою до С.-Петербурга. 30 августа (12 сентября/н. ст.) 1724 года св. мощи были встречены при устье реки Ижоры Императором Петром Первым и перенесены на особую галеру, на которой и были доставлены в С.-Петербург. Под колокольный звон и гром орудий при огромном стечении народа св. мощи были торжественно внесены в Александро-Невский монастырь, где и были поставлены первоначально в Благовещенской церкви, а затем (с 1790 г.) - в Свято-Троицком соборе.

Положены св. мощи в новосозданный Александро-Невский монастырь были с мыслью, что «угодник Божий, бывший постоянным хранителем здешнего края от внешних врагов при своей жизни, пребудет самым надежным защитником и покровителем его и по смерти, кака сильный пред Богом».

В 1750 году повелением Императрицы Елизаветы Петровны, из первого серебра, добытого на колыванских рудниках, над святыми мощами была устроена пышная рака, украшенная чеканными барельефами, представляющими важные подвиги из жизни святого князя и его праведную кончину.

Гробницу осенял серебряный балдахин, на верху которого была положена подушка с царскими регалиями. Позади раки была установлена серебряная пирамида, на стенах которой были вырезаны посвящения св. князю Александру Невскому, составленные М. В. Ломоносовым. Ныне серебряная рака находится в Государственном Эрмитаже, и возвращение ее в Свято-Троицкий собор было бы актом справедливости.

Мощи св. князя были возвращены во храм из Казанского собора 3 июня 1989 года. В десятом часу утра св. мощи в сопровождении митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия были доставлены к Святым Вратам Лавры, где был отслужен благодарственный молебен, после чего св. мощи были торжественно внесены в Свято-Троицкий собор. После Божественной литургии кипарисовый ларец с мощами был обнесен вокруг собора, затем мощи св. князя Александра Невского были установлены на свое прежнее место во храме.

Помимо мощей святого благоверного князя в храме есть также другие святыни, близкие сердцу православного христианина. Таковыми являются: чудотворные иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Отрада и утешение», «Казанская», «Иверская» и «Тихвинская», а также икона св. великомученицы Параскевы Пятницы, явленная в селе Ильеши Ямбургского уезда, очень почитаемая в народе.

Временно, пока не освящены храмы знаменитого Соловецкого монастыря, в Свято-Троицком соборе покоятся св. мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Чудотворцев, основателей монастыря.

Храмовыми праздниками в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры являются:

В мае-июне - праздник Святой Животворящей Троицы (на пятидесятый день после Св. Пасхи); 30 августа (12 сентября н. ст.) -день перенесения мощей св. блг. князя Александра Невского из Владимира в С.-Петербург (1724); 1 (14) октября - праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Отмечаются также дни: 23 ноября (6 декабря) - день преставления св. блг. князя Александра Невского; 21 мая (3 июня н. ст.) -день перенесения мощей св. князя Александра Невского из Казанского собора в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры (1989).

За собором, на кладбище, стоит выстроенная в XIX веке Никольская церковь, которая используется для ранних обеден.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра – мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге (с 1797 года – лавра).

Первое упоминание о монастыре в документах относится к июлю 1710 года, когда Петр I, осмотрев место близ Черной речки (нынешняя речка Монастырка), распорядился строить здесь Александро-Невский монастырь на предполагаемом месте победы в 1240 года войск св. князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве.

Официальная дата основания лавры – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года.

В 1720 году была открыта школа для детей священнослужителей, в 1726-м преобразованная в Славяно-Греко-Латинскую семинарию, а в 1797-м, при Павле I, получившая статус Духовной Академии.

29 мая 1723 года Петр I, посетив вновь устроенный монастырь, повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. Останки князя прибыли в Петербург 30 августа 1724 года, в честь чего в календаре Русской Церкви появился праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра. В 1797 году указом Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24монаха, 20 больничных. В 1909 году образован музей - Древлехранилище лавры.


Троицкий собор

(фото с сайта http://days.pravoslavie.ru)

Соборным храмом Александро-Невской лавры является Собор Троицы Живоначальной или Троицкий, изображенный на фарфоровом колокольчике (подраздел «Храмы, соборы») . Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д.Трезини. Проект однокупольного храма был создан Т.Швертфегером. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17(28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был вчерне готов. При осадке здания в сводах образовались трещины, работы пришлось остановить. Поэтому в 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы», что и было сделано в 1753–1755 годах «под смотрением» Ивана Росси. В 1763году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали многие известные архитекторы того времени, как Ж.-Б.Валлен-Деламот, А.Ф.Кокоринов и др., но ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II. 15(26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И.Е.Старову. Проект был утвержден в феврале 1776года. Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778года митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II. В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658году для Иверского монастыря. Вчерне собор был завершен в 1786 году. 30 августа (10сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы освятил собор.

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского. В 1797году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена. В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нем стали служить зимой.

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решен в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф.И.Шубиным.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А.Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П.П.Ажи, а образа в царских вратах написали И.А.Акимов и Я.Меттенлейтер. В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами – картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене – «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив – портрет Петра I. В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827–1828 годах в мастерской П.-Ф.Томира.

В 1918 году монастырь был формально упразднен, но явочным порядком продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие.

12 мая 1922 года, в рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами Александра Невского; серебряная рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж. 15ноября 1922 года мощи были переданы в фонды Государственного музея истории религии и атеизма. Они вернулись в Троицкий собор Лавры лишь 3 июня 1989 года.

В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но в октябре 1923 года, по прибытии в Петроград новопоставленного Патриархом Тихоном викарного епископа Мануила (Лемешевского) 29сентября 1923 года, примкнула к «Тихоновской» Церкви.

Временный Патриарший Синод 10 октября 1933 года рассматривал «предложение Преосвященного Заместителя о необходимости ввиду того, что в настоящее время Александро-Невская Лавра существует уже не как монастырь, а как приход, и вследствие этого митрополиту Ленинградскому не присвоено наименование Священноархимандрита Лавры, – изменить положение Лавры и в других частях, освободив Преосвященного викария епископа Лужского Амвросия от звания наместника Лавры и поручить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании» и постановил: «Преосвященного викария Ленинградской епархии епископа Лужского Амвросия [(Либина)] освободить от звания наместника Александро-Невской Лавры и предложить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании».

Троицкий собор был закрыт в 1934 году; в январе 1936 года была закрыта последняя остававшаяся действующей Духосошественская церковь.


Гравюра 1812года

( с сайта www.1812panorama.ru)

В 1957 году возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем кафедральным.

В 1996 году начался процесс возрождения монашеской общины. С 1996 наместник Лавры – архимандрит Назарий (Лавриненко).

3 ноября 1997 года Приходское собрание Троицкого cобора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры; был принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Окончательная передача всех зданий Лавры епархии состоялась 18апреля 2000 года.

С начала 2000-х годов Лавра активно сотрудничает с компанией «Петрохолод Пищевые Технологии», продукция которой, по мнению авторов торговой марки «Русь православная», ориентирована «на православную часть потребителей»: с 2006 года десятая часть прибыли идет на нужды монастыря. За счет «десятины» к 20 июня 2007 года завершена реставрация купола Троицкого собора и золочение 14-метрового креста

Сейчас, несмотря на некоторые более поздние добавления, в архитектурном облике Лавры продолжает доминировать барокко XVIII века. Троицкий собор (1776–1790), строительством которого с 1719 года занимались сначала Т. Швертфегер (его сооружение было разобрано в 1753–1755 годах), а затем И.Е. Старов, - образец раннего классицизма. Освящен 30 августа 1790 года; тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского из Благовещенской церкви обители (1717–1724). К тому же времени относится и церковь св. блгв. кн.Феодора Ярославича (1770; перестроена в 1840 году). В XIX веке в Лавре были возведены Духовская церковь и корпус (1822), а также Никольская церковь (1871).

Все кладбища Александро-Невской лавры (Лазаревское – некрополь XVIII века; Тихвинское – некрополь мастеров искусств; Никольское) входят в состав Государственного музея городской скульптуры (основан в 1932году). В Александро-Невской лавре похоронены: М.И. Авилов; Н.Е. Аксененко; Александр Невский; Е.В. Богданович; А.П. Бородин; М.И. Глинка; И.И. Греков; И.К. Григорович; И.Г. Зубков; Ф.М. Достоевский; Р.И. Кондратенко; В.Н. Кубарев; И.В, Ламб; М.В. Ломоносов; Мусса-Бек Хаджи-Касумов; Никодим (Ротов); П.М. Обухов; М.Ф. Полторацкий; Н.А. Римский-Корсаков; К.И. Росси; А.А. Собчак; Г.В. Старовойтова; А.С. Суворин; А.В. Суворов; Л. Эйлер.

На (подраздел «Храмы, соборы»), посвященном Свято-Троицкой Александро-Невской лавре изображена ее панорама с гравюры 1812 года.

Фотографии из Александро-Невской Лавры можно посмотреть .

По материалам Википедии

Елена ЖЕРИХИНА,
при участии Владимира ЯРАНЦЕВА

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ
СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЛАВРА

М онастырь Русской православной церкви в Санкт-Петербурге - одна из великих православных святынь России. Он основан в 1710 г. Петром I во имя покровителя города св. Александра Невского в память его победы над шведами на Неве в 1240 году. Вверив новую столицу покровительству святого защитника северных рубежей Руси, Петр I строил монастырь как новый духовный центр страны, противостоящий богатой православными древностями Москве.

25 марта 1713 г. на берегу Невы и речки Черной (Монастырки) была освящена деревянная Благовещенская церковь, просуществовавшая до 1787 г., вокруг нее стали складываться деревянные монастырские постройки. В 1721 г. при монастыре были открыты типография и школа для детей церковнослужителей. Символично, что первой отпечатанной в монастыре книгой стало «Поучение в день св. Александра Невского».

И. Старов. Троицкий собор Александро-Невской лавры. 1776–1790

Проект монастыря («Генеральное каменное строение») составлен в 1716 г. Д. Трезини. В отличие от древних русских монастырей, у Александро-Невского отсутствуют крепостные стены. Общая конфигурация ансамбля имеет форму трапеции, основанием обращенной к Неве; в центре этой стороны был намечен собор. Углы трапеции отмечены башнеобразными храмами. Линия боковых корпусов изящно изогнута.

В 1720 г. руководство постройкой было возложено на Т. Швертфегера, переработавшего проект в формах немецкого барокко. В 1722–1724 гг. освящены расположенные в одном каменном здании в северо-восточном углу нижняя Благовещенская церковь и верхняя церковь Александра Невского. 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, завершившего Северную войну, Петр перевез сюда из Рождественского монастыря города Владимира мощи св. Александра Невского и учредил в этот день новый церковный праздник.

Новый монастырь с 1720 г. стал постоянной резиденцией новгородского митрополита, который одновременно имел сан священноархимандрита монастыря. Со времени учреждения в 1742 г. Петербургской епархии ее епископ (впоследствии митрополит) по традиции являлся также настоятелем монастыря.

Панорама Александро-Невской лавры. Старая открытка

Центральный Троицкий собор монастыря, построенный Швертфегером, оказался непрочен. Он был разобран и заново выстроен И.Е. Старовым в 1774–1790 гг., закладка и освящение происходили 30 августа. Композиция собора, одного из первых в России православных храмов классического стиля, восходит к композиции собора Швертфегера и через него к западноевропейским храмам готики, Возрождения и барокко. Трехнефный собор в плане представляет собою латинский крест, его венчает не традиционное елизаветинское пятиглавие, а одна глава высотою 60 м на широком барабане, над притвором - две симметричные 46-метровые башни колоколен. Паперть собора находится внутри монастыря, а алтарь выдвинут к реке за линию корпусов. На фасадах помещены рельефы работы Ф.И. Шубина со сценами из Ветхого Завета.

В качестве икон в соборе были помещены «Благовещение» Р. Менгса (запрестольный образ), «Спаситель» Ван Дейка (в иконостасе), «Воскресение» и «Снятие с креста» Рубенса, «Богоматерь с младенцем» Гверчино и другие картины западноевропейских мастеров, пожертвованные Екатериною II. Собор был орденским храмом кавалеров ордена св. Александра Невского, в приделе Александра Невского находилась огромная (3 х 1,3 м) серебряная рака работы графа Б. Растрелли с мощами святого и портрет Екатерины II в орденском платье св. Александра Невского работы Д.Г.Левицкого. По завершении строительства именным указом Павла I обитель была переименована в лавру (1797).

Троицкий собор фланкируется по восточному фасаду двумя церковными башнями. Во втором этаже северной располагается церковь св. Александра Невского, а во втором этаже южной - церковь св. Феодора Новгородского - старшего брата св. Александра. Оба брата считаются святыми покровителями Новгорода и северных земель России. Их соединение в святой Троице делало монастырь священно несокрушимым и представляло духовный щит России с северо-запада.

Церковь Благовещения. Гравюра. XIX в.

Каре монастырских корпусов выстроено в 1756–1773 гг. «по часовой стрелке» от Александро-Невской церкви, рядом с которой к югу возведен Духовской корпус с церковью Сошествия Св. Духа. Симметрично им построен Федоровский корпус с церковью св. Феодора и церковью св. Николая. В западном корпусе монастырского каре в 1750-х построен митрополичий дворец с церковью Успения Пресвятой Богородицы. С южной стороны расположен Семинарский корпус, с северной - Просфорный с церковью Покрова Пресвятой Богородицы и св. Палладия при трапезной.

Все эти здания возведены в формах елизаветинского стиля, отличаясь от построенной Трезини Благовещенской церкви мягкостью рокайльных форм. В классическом стиле построены надвратная церковь Божией матери Всех скорбящих Радости, богадельня, ограды, жилые дома в конце Невского проспекта. В комплекс входят также церковь-усыпальница Воскрешения Лазаря (Лазаревская), церковь Божией Матери Тихвинской, Никольская церковь и Исидоровская церковь-усыпальница, Древлехранилище.

А. Зубов. Монастырь князя Александра Невского. 1716–1717

С момента основания монастырь стал центром духовного просвещения северного края. Его братия большей частью не была постоянной. В основном это были монахи провинциальных монастырей, проходившие здесь послушание. Сам штат монастыря был составлен при императрице Анне Иоанновне (сорок монахов). Постриженники и насельники монастыря отсюда направлялись в другие епархии для занятия высоких должностей - например, архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров). Из Александро-Невских монахов своей подвижнической деятельностью особенно прославились старец Федор (Ушаков) - гвардейский офицер, ставший известным духовным наставником; схимонах Алексий, имевший сильное влияние на императора Александра I; отец Гедеон, просвещавший жителей Аляски; схимонах Матфей. Из ученых лавры наиболее известен о. Иакинф (Бичурин) - выдающийся синолог, миссионер в Китае.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

При монастыре существовали церковное училище, семинария и академия. В середине XIX в. на монастырских землях на противоположном берегу Невы была устроена монастырская киновия для престарелых монахов, в дальнейшем она стала играть роль самостоятельного монастыря. Главный собор ее, как и лаврский, был освящен во имя св. Троицы.

Со времени Петра I сложилась традиция погребения в Александро-Невском монастыре государственных и военных деятелей, в том числе членов царской фамилии (в Благовещенской церкви - царица Прасковья Федоровна, царевна Наталия Алексеевна, две малолетние дочери императора Александра I; там же при Екатерине II находился и прах императора Петра III). Сохранились надгробные памятники П.И.Ягужинскому, А.Г.Разумовскому, А.М.Голицыну, Н.И.Панину, И.И.Шувалову, И.И. Бецкому и другим известным деятелям русской истории XVIII в. В 1800 г. здесь был погребен А.В.Суворов. Многие памятники представляют значительный художественный интерес, скульптурные надгробия созданы известными мастерами эпохи классицизма. Николо-Федоровская церковь служила усыпальницей членов грузинской царской фамилии и епископов.

Некрополь XVIII в. Надгробие М.В. Ломоносова
Мастер Ф. Медико, по эскизу Я. Штелина.
1760-е

Лазаревское кладбище учреждено в 1716 году. Среди похороненных в Лазаревской церкви и на кладбище ученые, писатели, архитекторы, скульпторы, художники. Многие из них сюда перезахоронены в 1930-х при уничтожении ряда исторических кладбищ Петербурга (в 1923 г. Лазаревское кладбище было передано обществу «Старый Петербург» и стало первым и единственным в стране «кладбищем-музеем»). На части территории Александро-Невской лавры был создан Музей городской скульптуры. С 1932 г. к этому музею перешли также Благовещенская церковь и Тихвинское кладбище. В 1935–1937 гг. на месте перепланированного Тихвинского кладбища создан Некрополь мастеров искусств.

П. Трезини. Северо-западная башня. 1758–1770

Непосредственно перед входом в Троицкий собор в 1919 г. устроена Коммунистическая площадка, препятствующая пастве собираться перед храмом. Здесь захоронены военные, администраторы и советские деятели науки.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Неизвестный хищник терроризирует Украину Неизвестный хищник терроризирует Украину О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу