Да винчи святой иоанн креститель. Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи). Названия с кратким описанием

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены позднее другим художником. После чего картина и стала называться «Иоанн Креститель». Хотя с образом Крестителя этот юноша никак не сочетается.

Вот например как изображает Иоанна Крестителя Андреа Верроккьо, у которого юный Леонардо был в учениках. Работая над картиной «Крещение Христа», учитель поручает юному Леонардо написать ангела, держащего одежду Христа.

Искусствовед Сильвано Винчетти озвучил теорию, что прототипом таинственной Джоконды является ученик Леонардо да Винчи Жан Жакомо Капротти. Капротти, также известный как Салаи, работал вместе с известным художником более 20 лет. Лицо юноши имеет поразительное сходство с образом Моны Лизы. «Салаи был любимой моделью Леонардо, – говорит Винчетти, – можно со всей уверенностью утверждать, что художник добавил черты его лица в образ Моны Лизы».

По поводу поразительного сходства с Джокондой – замечание уместное. Не менее поразительное сходство можно найти и с Анной на других его картинах.

Стоит заметить, что существует схожий портрет кисти Леонардо да Винчи «Ангел, приносящий благую весть». Можно предположить, что и Иоанн, до того, как ему пририсовали крест, тоже был тем же Ангелом. Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти».

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане. Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска.

Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Недаром, этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными секретными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый – герметический – смысл?

Трансформации канонического образа Иоанна Крестителя в Пророка Илию, Гермеса Трисмегиста, Ангела Завета и легендарного Метатрона покажутся адептам любой церкви абсурдными и, возможно, даже кощунственными! Но аргументированность и непоколебимость доводов в этой работе неотразимы.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья. Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на картине «Ангел, приносящий благую весть», и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа». А сам образ Платона весьма схож с автопортретом Леонардо да Винчи. Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста.

Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.


И напоследок ещё одна альтернативная версия, о том, куда же всё-таки направлен перст указующий.

Изображения Девы на зодиаках без труда узнаются. Как правило это – женская фигура с колосом в руках. Нередко Дева изображалась указующей на хвост Льва, как это показано на рисунке А.Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва. Как бы слегка придерживая его. В этой кисточке изображена звезда Денебола.

Глядя на Деву с указующим перстом, сам собой возникает вопрос: «а был ли мальчик»? Или изначально Иоанн-Гермес задумывался, как Дева, указующая на Денеболу? По крайней мере это объясняет женоподобное лицо Иоанна, которого до Леонардо, изображали аскетичным мужчиной, преклонных лет.

А вот ещё один персонаж, якобы Ангел с указующим перстом (на Александрийской колонне). И для сравнения, изображение Девы, на астрономических картах XVI-XVIIвв. Как говорится, найдите десять отличий:

1. Статуя, венчающая Александрийскую колонну.
2. Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года.
3. «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург.
4. Дюрер, 1515 год. Северная полусфера неба.

Название звезды Денеболы происходит от Deneb Alased, от арабской фразы ذنب الاسد danab al-asad «хвост льва», или, по мнению Балинджера – «Судья», «Грядущий Господин». Ангел указующий на Крест, как бы призывающий помнить о грядущем Суде Божьем?

В астрологии Денебола считалась предвестником несчастья. Считается, что она «запускает» в мунданных картах мировые катастрофы (Р. Эбертин, Г. Хофман «Неподвижные звёзды»). Интересная характеристика звезды, на которой акцентирует наше внимание Дева. Как говорится, что бы это значило? Да уж не апокалипсис ли?

Ну и для полноты картины: Кадуцей, атрибут Гермеса, в руках Девы, из средневековых астрономических атласов.



1. Гуго Гроция, «Построение по Арату», 1600 год.
2. Гигин, «Астрономия», издание 1485 года.
3. Гигин, «Астрономия», издание 1570 года.
4. Манускрипт, IXв.
5. Сакробусто (Sacrobusto «Sphaera Mundi» 1539).

Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь Управитель знака Девы – Меркурий, т.е. всё тот же Гермес. Разные народы ассоциировали Деву со своими Великими Богинями, от Изиды и Атаргатис до Артемиды и Фемиды. У греков она ассоциировалась с Афродитой. Отсюда имеем Гермафродит – се суть Гермес и Афродита в одном флаконе. Может быть, Леонардо это имел в виду? Неизвестно...

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения.

В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет.

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать, именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).

Но при этом он решительно меняет содержание самого образа, придавая Иоанну не просто живые человеческие черты, но даже такие, которые явно не свойственны каноническим представлениям о Предтече. Герой картины – отнюдь не суровый исполнитель миссии, идущий на неминуемую мученическую гибель, но изнеженный и даже женоподобный юноша, кокетливо поглядывающий на зрителя. И хотя его правая рука воздета к небесам в характерном для героев Леонардо жесте, а диагонали лета и руки пересекаются, сами по себе образуя легко заметный крест, создается впечатление, что это не проповедь, а, скорее, маньеристский танец.

Не случайно это позволило еще исследователям начала ХХ века заметить, что Леонардо выступает здесь как инициатор маньеризма. А по словам профессора У. Пейтера «предательская улыбка выдает мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом и обстановкой».

Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века, и, возможно, интимные отношения. На рисунке “Ангел во плоти”, который явно послужил эскизом к “Иоанну Крестителю”, полписано имя Салаи. Этот же юноша послужил моделью для приписываемой Леонардо картине “Вакх”, языческий персонаж которой внешне похож на Ионна Крестителя с картины да Винчи, но по понятным причинам наполненным совершенно иным содержанием.

«Иоанн Креститель» считается второй по загадочности картиной Леонардо после «Джоконды» и одним из десяти самых посещаемых экспонатов Лувра.




Школа Леонардо да Винчи. Вакх. 1511-1515. Масло, дерево. 177х115 см. Лувр, Париж.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи поражает своим гением все человечество даже спустя почти пять столетий с момента своей смерти. Изобретения и произведения искусства великого итальянца до сих пор являются предметами изучений ведущих историков мира. Не оставляет их в покое также знаменитое полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, которое признано последней большой работой гения.

Рождение гения

Леонардо да Винчи был незаконно рожден в итальянской деревушке Винчи. Его статус при рождении закрыл путь к качественному образованию и престижной профессии, ведь Леонардо родился в незаконном союзе крестьянки и нотариуса. Однако сам будущий гений лишь подпитывался запретами, и, таким образом, его амбиции и страсть к любимому делу лишь росли.

Образование

В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Мастерство и техника юного ученика были настолько прогрессивными, что иногда учитель даже пугался. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии - Милан. В этом городе для да Винчи начинается совсем новая жизнь сразу после того, как он начинает работать военным инженером у самого миланского герцога Сфорца. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени. Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. С тех пор и до самой смерти Леонардо путешествовал по Италии, посещая Венецию и Рим, занимаясь проектами самого разного рода. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.

Наследие и конец жизни

Как художник Леонардо знаменит бесчисленным множеством картин и фресок, главные из которых - “Мона Лиза” и “Тайная вечеря”. В роли анатомиста да Винчи произвел собственноручно около 30 вскрытий и каждое из них подробно задокументировал в виде подробных рисунков и чертежей.

Предвидя сотни важных изобретений, создав собственными руками легендарные произведения искусства и активно занимаясь такими различными сферами, как астрономия и архитектура, Леонардо да Винчи умирает в 1519 году в возрасте 67 лет.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи

Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника? Это “Иоанн Креститель”. Леонардо да Винчи закончил написание последнего шедевра своей коллекции в 1517 году, ровно 500 лет назад. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. В ноябре 2016 года мастера закончили последнюю реставрацию полотна и вернули его обратно в парижский музей “Лувр”. Интересный факт: реставрация проходила под четким руководством профессионалов, до этого работавших с картинами именитых художников, одним из которых был Рембрандт. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше.

Леонардо да Винчи, “Иоанн Креститель”: описание картины

Ближайший предтеча Иисуса Христа - Иоанн - всегда изображался худощавым и пылким, живущим в пустыне и питающимся саранчой и медом. Поэтому картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, на которой главный персонаж изображен почти как гермафродит с мужскими и женскими чертами одновременно, подверглась строгой критике и осуждению. Кроме того, полотно довольно надолго было забыто и не было выставлено на всеобщее обозрение.

На картине изображен Иоанн с согнутой в локте женственной рукой и вытянутым указательным пальцем, направленным к небесам. Конечно же, не обошлось и без загадочной улыбки, напоминающей знаменитую “Мону Лизу”. Лицо Иоанна, некоторыми чертами похожее на фавна, обрамлено каскадом густых кудрей. Палец, направленный вверх, довольно часто появляется в работах да Винчи, означает пришествие Иисуса Христа.

“Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. В записях художника можно найти упоминания того, что он абсолютно осознанно изображает фигуру героя на темном фоне. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Однако, изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.

Полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, описание которого просто невозможно без упоминания преследующей красоты Иоанна, излучает двусмысленность сексуальной идентичности главного персонажа. Таинственный жест кисти с направленным вверх пальцем несет в себе не только религиозный смысл, скорее всего, в нем зашифровано эзотерическое значение. Такой вывод возможен, потому как ни одно произведение да Винчи нельзя трактовать однозначно.

Загадка “Иоанна”

Самым главным вопросом, интересующим историков, является неясность того, кто же на самом деле изображен на картине “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи. Загадки и тайны, окутывающие творчество гения, ввели историков и ученых в заблуждение потому, что невозможно дать однозначный ответ касаемо половой принадлежности главного персонажа картины. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи - Салаи. Однако сомнения насчет пола персонажа картин гения берут свое начало еще от “Моны Лизы”, потому как итальянские ученые, исследуя знаменитое полотно, нашли под глазами Джоконды буквы L и S (Леонардо и Салаи, соответственно). Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой “Моны Лизы”), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая.

Однозначного ответа на все вопросы, касающиеся творчества великого художника, скорее всего, получить уже невозможно по причине прошествия столь долгого времени. Зато никакие загадки и тайны не мешают и по сей день наслаждаться столь богатым наследием итальянского гения.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в “Лувре” и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.

20.01.2016

Величайший святой Иоанн Креститель занимает особое место в христианстве. Иконография его образа сложна и многообразна. Интересно сопоставить и сравнить некоторые сюжеты из жизни Иоанна, которые были созданы русскими и западными мастерами.

В Евангелии говорится, что родителями Иоанна Предтечи были первосвященник Захария и его жена Елисавета, долгое время, до преклонных лет, остававшиеся бездетными. Однажды Захарии явился Ангел и сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1. 13-17).

Елисавета приходилась тетей Деве Марии и родила Иоанна за шесть месяцев до рождения Иисуса Христа. Во время устроенного царем Иродом избиения младенцев Иоанн чудесно был спасен своей матерью. По молитве Елисаветы перед ней раскрылась гора, скрыв ее с младенцем от погони воинов Ирода. Как гласит евангельский текст, младенец «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». (Лк. 1. 80)


Одной из любимых тем испанского живописца Бартоломео Мурильо (1618-1682) была тема детства. Поэтому он создал такой проникновенный и эмоциональный образ в картине «Cвятой Иоанн Креститель в детстве» (1665, холст, масло, 121x99, Музей Прадо, Мадрид, Испания). Зритель угадывает святого в простом мальчике с босыми ножками по его атрибутам: в руке он держит длинный тонкий крест из тростника с посланием, а рядом изображена овечка – Агнец Божий, символ Иисуса. Характерная барочная композиция, выстроенная по диагонали, несколько театрализованные жесты, тяжелые плотные облака создают ощущение духовной силы и напряжения. Детская духовность, которую поэтизирует Мурильо, является очень важной частью христианской религии. Человек в молитве ищет утешение. В творчестве Мурильо присутствует эта поэтика умиления и утешения.

В европейской традиции был широко распространен сюжет «Святое семейство», где ребенком часто изображён Иоанн. Эту иконографию избирает Русский Рафаэль, как называли Алексея Егорова (1776–1851) современники за мягкость стиля, любовь к плавным, округлым очертаниям фигур, за склонность к идеализирующей манере. В картине «Богоматерь с Христом и Иоанном Крестителем» (1813, холст, масло, 33х22,5, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) прослеживается влияние эпохи Ренессанса. Егоров написал прекрасный образ Пречистой Девы Марии, на коленях которой сидит младенец Иисус, взрослый и серьезный не по годам. Художник создает атмосферу таинства, торжественного момента. Иисус Христос благословляет Иоанна Крестителя, находящегося в молитвенной позе перед Христом. Художник воспевает образ ласковой и нежной матери, оберегающей свое дитя. Алексей Егоров рано остался сиротой, поэтому в этом сюжете кроется личное чувство художника к матери. Небольшой формат, централизованная композиция, мягкая и плавная моделировка светотени создают камерность происходящего и усиливают личное восприятие сюжета.


Интересно сравнить картину Русского Рафаэля с произведением урбинского Рафаэля Санти (1483-1520) «Мадонна в зелени» (1506, дерево, масло, 113х88, Музей истории искусств, Вена, Австрия). Картина была написана для ближайшего друга Рафаэля Таддео Таддеи. В 1773 году владельцы картины, члены императорской династии Габсбургов, перевезли её в Бельведерский дворец. По этой причине «Мадонну в зелени» иногда именуют «Мадонной Бельведерской». Рафаэль избирает уравновешенную пирамидальную композицию, как у Леонардо, придавая ей идиллическую безмятежность. Мадонна наделена идеальной красотой, плавными и женственными очертаниями фигуры, умиротворенными спокойным внутренним состоянием. Художник совершенно воспевает тему светлой и безмятежной материнской любви. Дева Мария поддерживает ребенка Иисуса и нежно смотрит на мальчика Иоанна Крестителя. Иоанн признал Христа Мессией и почитал его как Искупителя уже в детском возрасте, поэтому Рафаэль представляет мальчика Христа принимающим крест от Иоанна. Мягкий лиризм созданных образов усиливается уже испытанным у Рафаэля мотивом - развернутым пейзажным фоном. Безмятежный открытый пейзаж с искристым зеркальным озером, с красивыми застывшими облаками усиливает гармоничное и идиллическое содержание картины.


Однако Иоанн Креститель ассоциируется с совершенно иным пейзажем: с пустыней. Пустыня как место уединения и трудных духовных подвигов пребывавшего в ней пророка. В иконописи это один из самых известных и сильных образов Иоанна. Сюжет иконы «Иоанн Предтеча в пустыне» (первая треть XVII века, Нижний Новгород, дерево, темпера, 59,8х49,8, Музей русской иконы, Москва) восходит к евангельскому рассказу (Лк. 3. 2–20, Мф. 3. 1–4) о принятии Иоанном Предтечей божественного дара пророчества.

Традиционная лаконичная сцена в безжизненной пустыни представлена как сложная символическая композиция, восходящая к редкому иконографическому изводу. Пророк Иоанн указывает на Дискос с Младенцем Христом, который символизирует невинную Жертву. Христос представлен на иконе не только в виде Бога предвечного, но и в образе уже воплощенного и пострадавшего. За спиной Предтечи возвышаются многочисленные городские постройки окруженного стеной Иерусалима – с храмами, палатами, колокольнями, а внизу простирается река Иордан, обычно представляемая безжизненной и бесплодной. Пустыня приобрела образ процветающего сада с диковинными деревьями и разнообразными тварями, которые мирно уживаются друг с другом. Важную роль в создании художественного образа имеет теплый золотисто-охристый колорит. Полупрозрачная многослойная живопись создает эффект мягкого золотистого свечения и мерцающей игры красок. Мастер стремился передать духовную высоту пророка, передать зримо невидимое преображение духа.


Совершенно иной образ Иоанна Крестителя создал нидерландский художник Гертген Тот Синт Янс (1460-1465 до 1495) в картине «Иоанн Креститель в пустыне» (1490-95, дерево, масло, 42x28, Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия). Это произведение отличается тонким нежным просветленным лиризмом. Иоанн сидит на камне на берегу ручья, который змейкой вьется между невысоких холмов. В голубой дымке дальнего плана виднеются белые башенки Иерусалима. Ясный и спокойный пейзаж пронизан мягкими лучами золотистого солнца. Природа является тем местом, где Иоанн обретает самого себя. Он погружен в глубокое раздумье и здесь свободно протекает его духовная жизнь. Удивительно найдена поза Иоанна, подпершего рукой голову, для выражения состояния полной отрешенности от внешнего мира и погруженности в свой внутренний мир. Очень понятное и близкое любому человеку состояние душевной погруженности в себя. Иоанн предстает перед нами простым человеком с трогательно поджатыми босыми ногами. Рядом с ним сидит грациозный агнец с нимбом. Единство с природой достигается благодаря сгармонизированному колориту. Живописно выписанная драпировка холодного синего тона утонченно сочетается с коричневым оттенком простой грубой ткани. Художник создал в образе Иоанна символ доброты, милосердия, человечности, беззащитности, красоты и покоя.


Своей жизнью в пустыне Иоанн, питающийся акридами и диким медом, одетый в одежду из верблюжьего волоса, напоминал ветхозаветного пророка-отшельника Илию. Страстной, как проповедь Илии, была и его проповедь. Но иной, новый, «новозаветный» смысл наполнял ее. Прежде всего, Иоанн проповедовал покаяние в грехах, говоря, что приближается царствие небесное, что если дерево не приносит добрых плодов, его срубают, а топоры уже лежат при корне. Приходящий к нему народ Иоанн крестил в знак очищения в водах Иордана, пророчествуя, что за ним идет тот, кто сильнее его, кто крестить будет не водой, а огнем и духом, у кого недостоин он «развязать ремня сандалии». Гневно обрушивался в своей проповеди Иоанн на фарисеев за их надменность своей праведностью.

Значимая для русского искусства картина Александра Иванова (1806-1858) «Явление Христа народу» (1837-1857, холст, масло, 540×750, Государственная Третьяковская галерея, Москва) соединяет два мотива: пророчество Иоанна Предтечи и Явление Христа. Художник раскрывает многозначность события, мы видим историю мира через символические смыслы. В пустыне на берегу Иордана Иоанн Креститель проповедует перед народом, пришедшим к нему креститься во имя Того, Которого еще никто из них не видел. В первом появлении перед народом Иисуса Христа художник увидел узловой момент всемирной истории, поскольку в нём заключено начало духовного преображения человечества. В соединении пророчества Иоанна Предтечи и Явления Христа – открывалась многозначность евангельского события: покаяние и пробуждение нового нравственного чувства, первый эмоциональный отклик на давно ожидаемое чудо, робость перед величием происходящего, готовность одних и нежелание других принять Истину.

Разная реакция людей (всматривание, дрожание, поднимание, погруженность в себя) открывает зрителям духовные категории – веры, сомнения, надежды, страха Божьего. «Из евангельских мест взято самое труднейшее для исполнения, доселе ещё не бранное никем из художников…», – писал Н.В.Гоголь в статье об Иванове. Здесь и будущие ученики Спасителя, и Его противники, последователи и гонители. Следуя классическому принципу, художник располагает участников сцены вдоль картинной плоскости, уравновешивая фланги и акцентируя фигуру проповедующего Иоанна Крестителя, который указывает народу на идущего вдали Христа, тем самым направляя внимание зрителя к смысловому центру композиции. Это движение поддерживается и многократно повторяется поворотами, взглядами персонажей туда, куда указывает Предтеча. Бледное, исхудалое лицо Предтечи, его огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной, величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом, и надеждой. На Иоанне Крестителе короткая одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия. Своими духовными очами Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию¹.


Похожая картина встречается у итальянского художника эпохи барокко Джованни Батиста Гаулли (1639-1709). «Проповедь Иоанна Крестителя» (1690, масло, холст, 181x172, Музей Лувр, Париж, Франция) создана в период творческого расцвета живописца. Иоанн Креститель изображен во время своей проповеди и является центром композиции. Собравшиеся люди внимают пророчествам, у них общее настроение и состояние. В этой работе есть некоторое композиционное сходство с картиной «Явление Христа народу», однако идея совершенно иная. На первый план выходит художественное мастерство, а не содержание. Сложная многофигурная композиция, виртуозная декоративная роспись, ощущение иррационального порыва, театральность образов увлекают зрителя своей внешней красотой. Иоанн Креститель изображен на сцене, он проповедник, возвышающийся над толпой.


Проповедь Иоанна Крестителя была решительной и имела два аспекта: сотериологический (сотериология - учение о спасении через Иисуса Христа), то есть призыв к покаянию, и эсхатологический - возвещение о том, что приблизилось Царство Небесное. Проповедь Иоанна Предтечи, как гласит Евангелие, становится причиной его смерти. В своих речах он обличает правителя Ирода (наследника того Ирода, который устроил избиение младенцев) за то, что он взял в жены жену своего брата Иродиаду. Ирод сажает Иоанна в темницу, но казнить его боится, так как Иоанна глубоко чтит народ. Тогда Иродиада уговаривает свою дочь Саломею, падчерицу Ирода, плясать перед царем на пиру и попросить в награду за пляску голову Иоанна Предтечи.

Мастер исторических полотен Василий Суриков (1848 – 1916) написал полотно «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» (1872, холст, масло, 89x71, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Эту сцену художник сводит до двух главных фигур злодейства и преступления. Кровожадное, не человеческое лицо Иродиады оттенено багряным фоном. Саломея не разделяет ее настроения, она будто смутно начинает осознавать произошедшее. Художник делает акцент не на ужасе и страхе кончины Иоанна, а скорее на бесчеловечном, безнравственном и страшном поступке Иродиады. Она становится воплощением кровожадности и греховности и не осознает своего греха.


Питер Пауль Рубенс (1577-1640) для изображения сюжета усекновения главы Иоанна Предтечи избирает пышный момент, характерный для его художественного стиля – «Пир Ирода» (1633, холст, масло, 208х264, Национальная галерея, Эдинбург, Шотландия). Саломея приносит голову Крестителя на закрытом блюде, только перед царем открывая его, так что Рубенс достигает эффекта внезапности. Оттого гости и слуги так сильно поражены и силятся рассмотреть, что там показывает Саломея - им плохо видно из-за ее спины. Если бы она вошла в зал с открытой головой Крестителя, ее появление такого эффекта бы не произвело. Все знают, что за обещание дал Ирод, но одно дело знать о приказе, другое – видеть его результат. Ирод одной рукой смял белоснежную скатерть, что является символом поругания, другой рукой поддерживает голову в знак задумчивости и огорчения. «И опечалился царь» (Мф. 14. 9), не желавший доводить дело до казни, но опечалился только сейчас, когда увидел, что приказание выполнено. Грустно лишь ему, все остальные участники либо удивлены, либо веселы. В особенности Иродиада, которая берет блюдо одной рукой, другой же целит вилку в голову Крестителя, словно это еще одно блюдо. Всем своим видом она стремится показать, что именно этого желала и теперь воспринимает случившееся как нечто само собой разумеющееся. Однако Иродиада смотрит изучающе на царя, не решаясь сразу вонзать свое орудие в голову, ждет, что скажет Ирод. В сравнении с ней Саломея неподвижна и лишена внешних эмоций. Она стала орудием интриги, и все же Саломея одета в роскошное платье символического алого цвета и является центральной фигурой. Контраст праздничного торжества и совершенного злодеяния усиливает трагедию бездуховности общества.

Иоанн Креститель Леонардо да Винчи – картина великого мастера, относящаяся к позднему периоду его творчества.Написана в 1508 - 1513г на деревянной основе

Несмотря на то, что её название указывает на религиозное содержание, портрет Иоанна Крестителя предстаёт в весьма странном виде.

Описание картины

Иоанн Креститель по версии позднего Леонардо – это изнеженный юноша с длинными вьющимися волосами и красивым, женственным лицом. Улыбка тоже необычна, для изображения Святого.

Он предстаёт почти в обнажённом виде, тело частично прикрыто шкурой. О том, что это именно Иоанн Креститель, говорит лишь традиционный жест – правая рука, направленная вверх.

С таким жестом в то время было принято изображать этого святого. Впрочем, в других произведениях Леонардо такой же жест принадлежит и другим персонажам – Христу, Мадонне.

Для полотен Возрождения и, в частности, для самого Леонардо были характерны пейзажи, служащие фоном. Здесь же этого нет – фон абсолютно чёрный. Это позволяет зрителю сконцентрироваться на самой фигуре Иоанна, которая реализована с применением традиционной для мастера техники сфумато – очертания плавно тают в условном воздухе.

Изнеженность Иоанна на картине не является случайностью. Моделью, вероятнее всего, послужил Салаи – самый известный и самый любимый ученик Леонардо.

Леонардо – маньерист

То, что картина написана не в характерном для Леонардо стиле, говорит о вырождении в нём классических принципов. Здесь художник, по существу, выступает как один из основоположников маньеризма – стиля, знаменующего собой переход от искусства средневековья к искусству Нового времени.

В этом портрете заметны многие типичные элементы маньеризма:

  • Несоответствие «духовного» и «телесного»;
  • Вольное использование классического культурного наследия.

Отсутствие фона и вовсе предвосхищает барочное искусство XVI – XVII веков. Однако пропорции тела, техника исполнения и цветовое решение картины остаются классическими.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Порядок заключения и оформления трудового договора Как можно оформить трудовой договор Порядок заключения и оформления трудового договора Как можно оформить трудовой договор Нулевая ставка налога для ип на усн и патенте, налоговые каникулы Нулевая ставка налога для ип на усн и патенте, налоговые каникулы Что нужно знать о кодах оквэд? Что нужно знать о кодах оквэд?