Евангелие от иоанна 21 15 25 толкование. Евангелие от Иоанна. Особенные знания иоанна

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Евангелие от Иоанна 21:1-25
Ключевой стих 21:15

«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих».

На прошлой неделе мы завершили изучение книги Послание к Галатам. В ней Апостол Павел хорошо открывает теорию Божьей любви к нам. Сегодняшнее слово о том, как воскресший Иисус пришел к ученикам, которые пошли ловить рыбу, бросив миссию. Иисус пригласил учеников на обед и, восстановив любовь, поручил им Своих агнцев. Давайте глубже примем любовь Иисуса и лично исповедуем свою любовь к Нему. Аминь.

I. «придите, обедайте» (1-14)

Взгляните на 1-й стих. «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском». Здесь слова «после того» относятся к событиям, описанным в предыдущей главе. Иисус умер на кресте и на третий день Он воскрес из мертвых! Воскресший Иисус явился сначала Марии Магдалине. Затем Он явился Своим ученикам сказав: «Мир вам!» и дал им миссию проповедовать Евангелие. После этого Он опять явился ученикам, чтобы излечить от болезни неверия Фому. В сегодняшнем отрывке описана третья встреча Воскресшего Иисуса с учениками. Как Он и обещал, Иисус пришел в Галилею, чтобы встретиться там с ними. Но что же делали ученики Иисуса в это время?

Взгляните на стихи 2, 3а. «Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою». Хорошо, что ученики были вместе. Но плохо то, что они забыли слово Иисуса, не молились и не ожидали Его. Когда они проголодались, Симон Петр сказал без настроения: «иду ловить рыбу» . И все остальное тоже говорили: «идем и мы с тобою» .

Почему ученики оставили миссию и вернулись к прежней жизни? В течение прошлой недели они прошли через разные драматические события. Когда Иисус входил в Иерусалим, народ радостно приветствовал Его: «Осанна! Осанна!» Ученики были уверены в том, что Иисус Своей огромной силой восстановит Израиль и они будут по правую и левую сторону от Иисуса. Но Иисус был распят на кресте и умер, сказав последнее слово: «совершилось». Ученики были в шоке, поэтому не могли принимать слово Воскресшего Иисуса. Петр, хотя и был лидером, но не имел ясного направления. Его захватило чувство поражения и вины. Когда Иисуса арестовали, Он три раза отрёкся от Него. Он не мог простить себя. Стих 3 говорит: «Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего» . У них ничего не получалось поймать! Даже рыбы считали их неудачниками. Скорее всего, они очень отчаялись. Они потерпели неудачу: как ученики Иисуса и как рыбаки. Их жизнь теперь казалась полным поражением. Но для Иисуса это было только начало.

Взгляните на стих 4. «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус». Обремененные ученики не узнали Иисуса, но Иисус все знал о Своих учениках. И пришел к ним на помощь. Иисусу следовало бы наказать учеников. Когда Иисус просил их молиться, все ученики дружно легли спать. Петр кричал: «душу мою положу за Тебя» (Ин.13:37). Иоанн и Иаков сказали, что изопьют любую чашу ради Иисуса. Но в важный момент все оставили Иисуса. Иисус мог бы ругать их или долго молча смотреть на них. Но Иисус делал наоборот, Он помогал им ловить рыбу. Посмотрим на стихи 5, 6. «Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы». Иисус превратил поражение учеников в победу. Воскресший Иисус это искренний друг всех людей. Он хочет помочь нам, которые страдают из-за своей слабости и немощи. Он хочет исправить наши неудачи в служении, в работе, в семье. Иисус это истинный друг для недостойных грешников! Хвала Иисусу!

Три года назад, утром, на этом же берегу, Петр и ученики мыли сети после неудачной рыбалки. Тогда Иисус сказал им: «Отплывите на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк.5:4). Это было неуместным предложением опытным рыбакам, потому что время было неподходящим и там, на глубине, уже не было рыб. Но когда ученики повиновались словам Иисуса, они еле вытащили сети. В тот же день ученики оставили всё, чтобы последовать за Иисусом. И сейчас Иисус таким же образом восстанавливал отношения со Своими учениками. Иоанн узнал Иисуса: «это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море» .

Петр был очень эмоциональным и из-за этого совершил много ошибок, но у него была очень хорошая черта: он мог без раздумья всё бросить, чтобы следовать за Иисусом. Пётр оделся и прыгнул в воду. Этот поступок говорит многое об его сердце и любви к Иисусу. Посмотрите на 8-й стих: «А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою» .

Что увидели Петр и другие ученики, когда добрались до берега? На берегу был уже разложенный костер, на котором жарилась рыбка и хлеб. А рядом стоял Воскресший Иисус, который сказал: «придите, обедайте» . И тогда голодные и до нитки промокшие ученики поняли - Господь с любовью приготовил им завтрак. После распятия, смерти и воскресения Иисуса, ученики ещё долгое время не могли прийти в себя. Они стыдились, что они христиане и страдали из-за того, что бросили Иисуса, но Господь не сказал ни одного слова осуждения, а с любовью пригласил на обед: «придите, обедайте» . Любовь Иисуса, действительно, необычна. Они были тронуты любовью и смирением, ни один из учеников не посмел спросить Иисуса: «кто Ты?, зная, что это Господь» . Севши вокруг костра, они стали есть приготовленную Иисусом рыбу и хлеб и поняли, что такую вкусную жареную рыбу они еще не ели. Как приятно завтракать на берегу моря! Шум моря, воздух, костер и горячая любовь Иисуса. Любовь Иисуса сразу сделала учеников самыми счастливыми. Господь принял их как своих детей и дал им победу - все это сблизило учеников с их Господом Добрым Пастырем. Обычно предателя ненавидят больше чем врага, но Иисус пригласил учеников, говоря: «придите, обедайте» . «придите, обедайте» - это голос любви воскресшего Иисуса. «придите, обедайте» - это голос любви Иисуса, Который прощает все наши грехи, ошибки и даже ни о чём не спрашивает. Часто мы сами не можем простить свои ошибки и слабость. Но воскресший Иисус не осуждает нас и приглашает нас к Себе на обед: «придите, обедайте». Любовь человеческая очень не стабильна. Однако любовь воскресшего Иисуса, даже после того, как Его оставили, не изменилась. Иисус стал Небесным Господом, но Он по-прежнему любил Своих учеников и служил им. Слава Иисусу за Его неизменную любовь!

II. Любишь ли ты Меня? (15-25)

Взгляните на стих 15. «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих». Воскресший Иисус мог говорить обо многом со Своими учениками. Он прекрасно знал каждого из учеников, и мог помогать им решать многие проблемы, но Иисус обратился к Петру и задал три раза один и тот же вопрос. Любишь ли ты Меня? Давайте подумаем, почему?

Петр был очень решительным человеком. Раньше он бы ответил так: «Конечно же, кто может любить тебя больше чем я!» Но он не сказал так. Взгляните снова на стих 15. «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Петр стал скромным после своего поражения. Он уже не мог отвечать уверенно. Но вместо этого он сказал: . Вопрос Иисуса «Любишь ли ты Меня?» означает также: «Любишь ли ты Меня больше всего, что есть в этом мире?» Раньше Петр любил Иисуса, но не полностью, а плюс что-то. У него была своя мечта. Петр хотел больше всех учеников любить Иисуса, чтобы стать первым в том царстве, которое установит Иисус. Но Петр потерпел поражение, его мечта не сбылась, и он сильно отчаялся. Можно хорошо понимать Петра, потому что у нас тоже бывает своя мечта, которая мешает нам всем сердцем любить Иисуса. Один мечтает стать великим служителем Бога, имеющим почет и славу, а другие много думают о создании домашней церкви, а третьи мечтают о процветании. Наша мечта может выглядеть духовной и красивой, но из-за своей мечты в нас разрушается духовный порядок, и мы можем потерпеть горькое поражение. Поэтому Иисус и спрашивает у нас: «любишь ли ты Меня больше, нежели они?»

Мы хорошо понимаем ответ Петра. Но возвращаемся к главному вопросу, почему Иисус задал этот вопрос Петру? Дело в том, что то, как мы живем, как себя чувствуем, то, что мы можем и что имеем, прямо зависит от любви. Например, возможности одного ребенка, которого любили, и другого, которого не любили, когда они вырастут, абсолютно разные. Или, например, жена всегда говорит мужу: «Я тебя люблю. Ты молодец. У тебя все получится». Такой муж отличается от другого, жена которого говорит: «Ты неудачник. Ты ничего не можешь. То, что мы поженились, это ошибка». Иисус в этой главе показывает личную любовь Иисуса ко мне, к каждому. То есть, если любовь одного человека к другому решает многие вопросы, то как влияет на одного человека знание того, что меня любит Всемогущий Бог? Меня любит тот, Кто Хозяин всего и сотворил всё! Ого! Это сразу все меняет. Поэтому вопрос: Любишь ли ты Меня? – это выяснение отношения любви с Иисусом. Знаете ли вы любовь Иисуса к себе?

Мы думаем, что у нас очень много проблем, и постоянно страдаем, потому что не можем их решить. Но на самом деле у любого человека есть только две проблемы. Первая, это проблема любви. И вторая — проблема греха. Когда я чувствую любовь Иисуса, на самом деле, всё решается. Если не чувствуем любви Иисуса не можем решить проблему греха, проблему характера, комплекса неполноценности. Если не чувствуем любовь не можем решать проблему лени и страха, проблему хлеба, квартиры… Поэтому Иисус спросил у Петра — «Любишь ли ты Меня? — три раза. У Петра была проблема любви к Иисусу, он не был уверен, любит ли его Иисус, после того как Петр предал Его трижды. И Петр не был уверен, что после такого он может сказать Иисусу: «Да, люблю». Но любовь Иисуса не изменялась. Иисус любил Петра, когда он сказал: «Ты — Христос». Такой же любовью Иисус любил Петра, когда он предал его, и такой же любовью Иисус любил Петра, когда он ушел рыбачить. Любовь Иисуса к нам неизменна, никогда, ни при каких условиях, даже после предательства. Иисус любит меня, тебя, и хочет восстановить с нами отношения любви. Слава Иисусу!

Также Иисус хотел, чтобы Петр стал пастырем для агнцев. Иисус трижды сказал Петру: «паси агнцев Моих» . Во всем Евангелии мы никогда не видели Иисуса таким настойчивым. Но Иисус очень серьезно наставлял Петра. Здесь мы узнаем, что пасти Божьих агнцев это конкретное выражение нашей любви к Иисусу.

Взгляните на стихи 18, 19. «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною». Здесь Иисус говорит о некоторых ограничениях, которые неизбежно встретятся в пастырской жизни. Пастырь должен жить жертвенной жизнью, чтобы служить агнцам. Иисус в этих стихах также предсказывает, что Петр прославит Его своей мученической смертью. Если бы Петр всю жизнь был рыбаком, живя в грехах, и без направления, его жизнь была бы печалью, а смерть нелепой. Но Петр принял призыв Иисуса, он принял неизменную любовь Иисуса и сам возлюбил Господа. Петр принял миссию и стал пастырем, поэтому его жизнь и даже его смерть стали славными. Изучать Библию с агнцами это очень большое дело перед Богом. Библия так говорит о великом вознаграждении для пастырей в последний день: «Разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:3). Аминь.

В сегодняшнем отрывке мы узнали о неизменной любви нашего Господа Иисуса Христа. Истинное счастье приходит к человеку, когда он познает эту любовь Иисуса. Истинное счастье приходит к человеку, когда он отвечает на эту любовь. Пусть Бог поможет нам ответить на вопрос Иисуса: «Любишь ли ты Меня?» искренними словами: «Ты знаешь, что я люблю Тебя» . Пусть Бог поможет нам стать пастырями для Божьего стада агнцев и пасти их с любовью Иисуса Христа. Аминь.

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? –

Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Толкование Феофилакта Болгарского

Так как обед имел у Него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов; потом для того, дабы показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его заглажено. Об отречении не воспоминает, не порицает за оное, а говорит: «Если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов и умереть за Меня».

Ин.21:16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?: Петрговорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.: Иисусговорит ему: паси овец Моих.

Ин.21:17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня?

Трижды спрашивает его частью для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому; частью троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словами исправляет падение, бывшее на словах. Отселе произошел обычай - от желающих креститься требовать троекратного исповедания.

и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

После первого и второго вопроса Петр призывает в свидетели Его Самого, знающего сердца; он уже не надеется сам на себя, не отвечает с поспешностью, но всякий раз прибавляет: «Ты знаешь».

Когда же Петр был спрошен и в третий раз, то он смутился, не ошибочно ли он думает о себе, что любит, тогда как, быть может, на деле не любит, потому что и прежде он много думал о себе и крепости своей, однако же, последствия опровергли его. И теперь он убоялся того же. Потому и отвечает с благоговением: «Господи! Ты все знаешь, и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что ныне я люблю Тебя, как мне кажется, но пребудет ли моя любовь на последующее время, это Ты знаешь, а я не стою сам за себя».

Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Иной, может быть, будет находить различие между названиями: «агнцы» и «овцы», между словами «питать» и «паси». Под «агнцами», может быть, разумеются начинающие, а под «овцами» - более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен «питать» агнцев, то есть иметь над ними надзор более простой, и «пасти» овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, впрочем, и совершеннейшие нуждаются в нежном попечении, и приставники овец должны кормить их. «Пасти» выражает надзор более строгий, а «питать» - более нежный. Что же мы воздадим Господу, который так возлюбил нас, что признаком любви к Себе поставил попечение об Его овцах?

Ин.21:18. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

Господь, сказав Петру о любви к Себе, предсказывает ему и о мучении, которое он претерпит. Говорит это с тем, чтобы показать, что если Он спрашивает его о любви, то спрашивает не по недоверию к нему, но по уверенности, что он любит, ибо как не любит тот, который будет и замучен за Него? Спрашивал для того, чтобы более обнаружить любовь самого Петра и всех прочих научить, что если мы желаем любить Его, то должны доказать любовь к Нему попечением о братиях.

Как же предвещает ему мученичество? Слушай. «Когда ты был молод, то препоясывался сам», и прочее. «Так как, - говорит, - ты любишь Меня и не раз обещался в опасностях за Меня положить душу свою, то будь спокоен; Я исполню твое желание, так что, чего ты не потерпел в молодости, то потерпишь в старости». Напоминает ему о прежней жизни, дабы показать, что духовное с плотским находятся в обратном отношении. В житейских делах полезен молодой, а состарившийся бесполезен; в духовных делах, напротив, подвиг блистательнее тогда, когда наступит старость. Говорит это с целью возбудить его любовь и воспламенить к мученичеству.

Намекает ему и на то, что и он будет распят. Ибо слова «прострешь руки твои, и другой препояшет» указывают не на иное что, как на простертие на кресте и на узы. Словами «когда ты был молод» и опять «а когда состаришься» показывает, что Петр тогда был ни молод, ни стар, а совершенный муж.

Для чего Господь сказал ему, что «другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь»? Хотя Петр желал мученичества, и желал его пламенно, но слова Господа указывают на сочувствие нашего естества к жизни и на то, что душа неохотно разлучается с телом. Ибо Бог так устроил, и устроил на пользу, чтобы мы не убивали сами себя. Посему-то никто, хотя бы и свят был, не отлагает тела бесстрастно.

Ин.21:19. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога.

Евангелист, по обычаю своему, в объяснение слов присовокупляет: «Сказал же это, давая разуметь, какою смертью: Петрпрославит Бога». Иисус сказал Петру «прострешь руки твои» и прочее, давая разуметь, что он потерпит за Него мучение. Смерть Петрову называет славою Божиею, потому что страдание за Него до смерти поистине есть слава Божия. Ибо, если душа не убеждена вполне, что Он есть истинный Бог, то человек и не умрет за Него. А посему смерть святых есть подтверждение славы Божией.

И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Господь вручил Петру попечение о всех верующих. Ибо, если Иаков и получил престол в Иерусалиме, то Петр - во всей вселенной. После сего Господь говорит ему: «Иди за Мною», показывая попечение о нем и Свое великое расположение к нему.

Под следованием разумей здесь и исполнительность во всех делах и словах. Ибо те следуют за Ним, которые идут по следам Его жизни и подражают Его исправности во всем. Может быть, повелевает Петру и чувственно следовать за Собою, являя, как я сказал, Свое особенное расположение к нему. Ибо мы делаем последователями своими тех, кои близки к нам.

Ин.21:20. Петр же, обратившись видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

Для чего евангелист упоминает о том, что он преклонялся к груди и спрашивал, кто предаст Тебя? Не просто и не случайно, но чтобы показать, что Петр и после отречения своего имел дерзновение перед Господом. Ибо тот, кто прежде Креста не смел спросить о предателе, но поручал вопрос другому, именно Иоанну, тому теперь вручается попечение о всех, и он не только вопроса о самом себе не поручает другому, но и о том самом ученике, который пользовался особенною перед всеми любовью, спрашивает Господа и становится как бы ходатаем пред Ним.

Ин.21:21. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Когда Петр услышал это и удостоился того, что и вселенная ему будет вручена и что он увенчается мученичеством, то, по сильной любви к Иоанну, спрашивает и о нем: «А он что? Не пойдет ли и он тем же путем, которым и мы? Не будет ли и он общником в попечении об овцах и заботе о них?» Ибо слова «иди за Мною» почти то же значат, что ступай, принимай овец, выступай во вселенную.

Ин.21:22. Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

Зная, что Петр заботится об Иоанне и не желает разлучиться с ним, Господь, чтобы прекратить неблаговременный их союз и привязанность друг к другу, говорит: «Тебе поручено дело; совершай его и следуй за Мною, когда Я вывожу тебя на проповедь, вручаю тебе всю вселенную. Если же Я хочу, чтобы он оставался здесь, в окрестностях Галилеи, и не хочу послать его вместе с тобою, что тебе до того?»

Слова «пока прииду» некоторые понимали так: пока Я не приду на распявших Меня иудеев, чтобы наказать их посредством римлян и разрушить город их. Ибо говорят, что апостол сей (Иоанн) почти до правления Веспасиана находился в нагорных местах, проповедовал и пребывал там, а перед взятием Иерусалима удалился оттуда.

Итак, поелику им вручалось великое дело - проповедь, им уже не следовало быть вместе друг с другом, но раздельно пойти одному к тем, другому к другим.

Ин.21:23. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе: до того? —

Подивись, пожалуй, скромности евангелиста, с какою он исправляет ошибочное понимание многих, которые не уразумели сказанного о нем Господом, но подумали, что он не умрет. Этого не было, Господь сказал не то, что он не умрет, но что он не будет проповедовать в одно время с Петром, а останется после него. «Пока прииду», то есть пока Я не захочу вывесть и его на проповедь. Тебя Я ныне вывожу на попечение о вселенной, и ты следуй за Мною, а он пусть останется здесь, пока Я опять приду и выведу и его, как тебя.

Некоторые же так понимают: Петр, услышав, что он умрет за Христа, сказал: «Что же Иоанн? Не умрет ли и он?» Христос не отверг этого, ибо всяк, кто родился, тот и умрет, а сказал: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, то есть жил до кончины мира и тогда соделался мучеником за Меня». Отселе и говорят, что он жив, а будет умерщвлен антихристом, когда вместе с Илиею станет проповедовать Христа. Если указывают гроб его, что до того? Он вошел в него живой, а потом преставлен, как Енох и Илия.

Итак, евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однако же они смертны. Так и он, хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова «не умрет» в том смысле, что будет бессмертен, ложно.

Иные утверждают, что он умер, а слова «если Я хочу, чтобы он пребыл» понимают так, как мы выше изъяснили. Мы высказали все мнения, чтобы для любопытных ни одно не было безызвестно. По нашему мнению, слова «чтобы он пребыл, пока прииду» лучше понимать не о жизни, а о разлуке с Петром, как понимал это достославный и златоустый Иоанн.

Ин.21:24. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Из прочих евангелистов ни один не свидетельствовал сам о себе. Говорят, что он после всех приступил к написанию Евангелия, быв подвигнут и возбужден к тому Христом. Потому-то он постоянно упоминает о любви Его к себе, показывая причину, по которой приступил к написанию, и что Христос поручил это дело тому, которого Он любил более прочих.

И я знаю, что он говорит истину, то есть: «Что я написал, то написал с полною уверенностью, так как я был при всем, при делах и словах, при страданиях и обстоятельствах по воскресении. Посему смело и о самом себе говорю, что я истинен, и вызываю рассмотреть и исследовать каждое в отдельности событие». У нас, людей, когда мы совершенно уверены в истине, есть обыкновение не отказываться от собственного о том свидетельства. Так и апостолы говорили: «Мы свидетели Ему в том, что говорим, и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32).

Откуда же видно, что я говорю истину, а не в угоду Учителю? Из того уже, что я многое оставил, видно, что я не хотел угождать Ему. Ибо я выставил на вид все укоризненное, не скрыв и того, что Его называли беззаконником и обманщиком, и даже бесноватым. Очевидно, я не старался угодить Ему. Ибо кто льстит, тот поступает напротив: позорное опускает, а выставляет на вид достославное.

Ин.21:25. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Не удивляйся сказанному, что если бы писать книги о делах Иисуса, то не вместил бы их мир; но помыслы о неизреченной силе Бога Слова и сказанное прими с верою. Ибо как для нас легко говорить, так для Него легко, и даже гораздо легче, творить что Ему угодно.

Некоторые же говорят, что это по обычаю Писания сказано гиперболически; ибо у Писания в обычае употреблять гиперболы. Например: «мы видели города, досягающие до неба» (Чис. 13:29), «мы видели сынов, и были в глазах наших, как саранча» (Чис. 13:34) и тому подобное. В таком же, де, смысле и здесь сказано, что мир не мог бы вместить написанных книг.

Иначе под «миром» разумеют человека, мудрствующего мирское; дела же божественные и таинственные, совершенные Иисусом в мире невидимом и видимом, и в домостроительстве последнего времени, которое исполнено тайн, человек мирской не может понять, по сказанному: «многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12).

Но будем молиться, чтобы дела и слова Господа никогда не приходили у нас в забвение, но чтобы нам всегда раскрывать сию книгу Возлюбленного и изыскивать сокровище, заключающееся в чудесах и учении Иисуса; чтобы нам, очистившись в слове и жизни, в день откровения удостоиться неизреченнейших дел и тайн, которых ныне, находясь в мире, мы не можем вместить, и соделаться совершенными в Самом Христе, Возлюбившем нас, и через возлюбленного Своего ученика просветившем нас богословием и познанием Его - Сына, и Отца, и Святаго Духа, Которому слава вовеки.

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу.

Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища?

Они отвечали Ему: нет.

Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Петр

Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз:

Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что́ тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»

Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

21:3 иду ловить рыбу. Эти слова могут указывать на то, что Петр, отрекшись от Господа, полагал, что в связи с этим он утратил привилегию быть Его свидетелем.

и не поймали в ту ночь ничего. Обстоятельства данного события напоминают чудесную рыбную ловлю, связанную с призванием Петра и других учеников (Лк. 5,4-11).

21:4 но ученики не узнали, что это Иисус. См. ком. к 20,14.

21:7 ученик, которого любил Иисус. См. ком. к 13,23.

21:9 видят разложенный огонь, и на нем лежащую рыбу и хлеб. Не сказано, откуда взялись эти продукты. Возможно, их появление было составной частью чуда, хотя в тексте Евангелия об этом не говорится.

21:11 большими рыбами, которых было сто пятьдесят три. Сделано много предположений относительно значения этого числа. Единого мнения не существует.

21:14 в третий раз. Не вообще в третий раз, а в третий раз перед группой апостолов (ср. 20,19-23.24-28).

21:15 Симон Ионин. Точно так же Иисус назвал Петра, когда обращался к нему торжественным заявлением в ответно сделанное Петром исповедание (Мф. 16,17).

любишь ли ты Меня больше, нежели они? Заданный Иисусом вопрос можно переводить по-разному: "Любишь ли ты Меня больше, чем любят Меня эти люди?"; "Любишь ли ты Меня больше, чем этих людей?"; "Любишь ли ты Меня больше, чем эти вещи (сеть и рыбу)?"

В третьем вопросе, в отличие от двух первых, Иисус использует другой греческий глагол со значением "любить", а Петр во всех своих ответах произносит именно это слово. Некоторые комментаторы полагают, что смена глагола свидетельствует и об изменении смысла задаваемого вопроса.

паси агнцев Моих. "Мои агнцы" и "Мои овцы" - то же, что "Моя церковь" (ср. 10,14.26.27; Мф. 18,18). Когда Петр пишет "сопастырям" (1 Пет. 5,1.2), умоляя их: "Пасите Божие стадо, какое у вас", - он показывает, что слова Иисуса глубоко запали в его сердце.

21:17 в третий раз. Петр опечалился не потому, что Иисус несколько перефразировал Свой третий вопрос, но потому, что три вопроса о его любви к Иисусу напомнили ему о том, как в недавнем прошлом он трижды отрекся от своего Господа. Однако Иисус дал Петру возможность исповедать свою любовь и подтвердил его призвание на служение Господу. И поэтому Петр называет Иисуса "Пастыреначальником" (1 Пет. 5,4).

21:19 какою смертью. Согласно древнему преданию, Петр принял мученическую смерть, будучи распят на кресте вниз головой.

иди за Мною. Иисус повторяет Свой первоначальный призыв, с которым Он обратился к апостолам (ср. 21,22; Мф. 4,19; Лк. 5,27). Петр восстанавливается в апостольском служении, которое было поставлено под сомнение его отречением от Иисуса.

21:20 ученика, которого любил Иисус. См. ком. к 13,23. Последующее описание, если соотнести его с 13,23-25, не оставляет сомнения в том, что этим учеником был Иоанн, сын Зеведея.

21:21 а он что? Петр задает вопрос, не имеющий отношения к делу, и Иисус говорит ему то, что относится не только непосредственно к Петру, но к каждому верующему: "...что тебе до того? Ты иди за Мною".

21:24 Сей ученик и свидетельствует. Описавший эти события, и есть тот, кто обозначен в этом Евангелии как ученик, которого любил Иисус (13,23).

знаем. Это письменное свидетельство современника, который, несомненно, хорошо знал Иоанна лично. Поэтому все Евангелие, включая гл. 21, было почти немедленно после написания принято Церковью в качестве канонического.

21:25 самому миру не вместить бы. Эта гипербола ясно показывает, что каждому из евангельских авторов приходилось из обилия материалов отбирать самое важное.

 1 Явление Иисуса семи ученикам при море Тивериадском. 15 Троекратное Иисуса Петру: «Любишь ли ты меня? Паси овец Моих». 20 Выговор Петру; «ты иди за Мною». 24 Истинное свидетельство ученика.

1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете . Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.

8 А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.

9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нём лежащую рыбу и хлеб.

10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали .

11 Симон Петр пошёл и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12 Иисус говорит им: придите, обедайте . Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь.

13 Иисус приходит, берёт хлеб и даёт им, также и рыбу.

14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своём из мёртвых.

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр Иисус говорит ему: паси агнцев Моих .

16 Ещё говорит ему в другой раз: Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих .

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих .

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь .

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною .

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?»

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною .

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрёт. Но Иисус не сказал ему, что не умрёт, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того

24 Сей ученик и свидетельствует о сём, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Иоанна, 21 глава

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Неизвестный хищник терроризирует Украину Неизвестный хищник терроризирует Украину О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу