Природа человека и его мышления. Социальная природа мышления человека. Развитие мышления: от животных к человеку

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания и осуществляется с помощью языка - в книгах, журналах и т. д. Во всем этом очень показательно выступает социальная природа человеческого мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредствован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый индивид осваивает в ходе обучения; это как бы общение человека с человечеством.

В течение всего периода школьного обучения перед ребенком выступает уже готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т. д., открытых и выработанных человечеством в ходе всей предшествующей истории. Но то, что известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается вначале неизвестным и новым для каждого ребенка. Поэтому усвоение всего исторически накопленного богатства знаний требует от ребенка больших усилий мышления, серьезной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую систему понятий, причем осваивает под руководством взрослых. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим. Таким образом, мыслительная деятельность - необходимая основа и для усвоения знаний (например, детьми), и для добывания совсем новых знаний (прежде всего учеными) в ходе исторического развития человечества.

Мотивация мышления.

Мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями человека. Если нет потребностей, то нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический про­цесс, психологическая наука учитывает и в той или иной сте­пени специально исследует:

Потребности и мо­тивы, заставляющие человека включаться в мыслительную деятельность;

Конкретные обстоятельства, при которых у человека возникает потребность в анализе, синтезе и т.д.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфические познавательные и 2) неспецифиче­ские.


В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любозна­тельность, тяга к знаниям и т.д.).

Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто позна­вательных интересов.

Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей, и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной дея­тельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению.

Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в школу. Вначале обучение происходит в общении со взрослыми, затем подключается игровая деятельность. К началу школьного возраста мышление и всё психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Первоклассник уже хорошо ориентируется в окружающем мире, умеет отгадывать загадки, решать задачи, может достаточно связно высказывать свое мнение о различных событиях, умеет рисовать, лепить, конструировать и т. д. Благодаря учебной деятельности происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это влечет за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов. Переход к словесно-логическому мышлению связан с изменением содержания мышления, в основе которого лежит оперирование понятиями. Ребенок оперирует уже не конкретными представления, имеющими наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятиями, отражающими наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления стимулируется обучением. Главным стимулирующим эффектом обучения является способность осуществлять операции, обратные выполненным, т. е. ребенок овладевает принципом сохранения. Так, он понимает, что, жидкость, перелитая в другой стакан не изменит своего объема. На этой же стадии развития мышления под влиянием обучения дети приходят к пониманию двух важнейших логических принципов:

принципа эквивалентности, согласно которому: если А=В, а В=С, то А=С;

принцип наличия объектами нескольких измеряемых характеристик, например вес и размер, которые могут находиться в различных соотношениях: камешек маленький и легкий, воздушный шар большой, но все равно легкий, а автомобиль большой и тяжелый.

Обучение способствует возникновению и таких новообразований мыслительной деятельности как:

Анализ , складывание которого начинается с выделения в предметах и явлениях различных свойств и признаков. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности и специального обучения эта способность все больше совершенствуется. Для развития этого умения используется прием сравнения данного предмета с другими, обладающими иными свойствами. Практическое использование этого приема самим ребенком приводит к его закреплению. На следующем этапе обучения ребенка просят выделить свойства предмета уже без сравнения с другими наблюдаемыми предметами. Постепенно в процессе обучения вводится понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков;

Становление внутреннего плана действий начинается с практического действия с предметами, затем с его изображением, схемой, после этого следует этап выполнения первоначального действия в плане «громкой речи», затем становится достаточным проговаривание этого действия «про себя» и, наконец, на заключительном этапе действие полностью усваивается и становится действием «в уме»;

Новые формы мышления, возникающие в школьном возрасте, становятся опорой для дальнейшего обучения. Т.о., процесс развития мышления и обучение взаимно дополняют и стимулируют друг друга.

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Реферат

по культурологии на тему:

«Первобытное мышление по Л. Леви-Брюлю»

Выполнила: Кармазина Т.А.

Дубна, 2008

Введение

Предыстория мышления

Первобытное мышление

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие человеческого общества – история развития человеческой сущности. Главной составляющей этого процесса является развитие человеческого мышления.

Мышление, как и способность к труду, переживает сложный процесс развития от древнего предшественника до мысли современного человека. Мысль есть результат и средство материального труда, которые преобразуют самого человека и природную среду. Мысль проходит исторические этапы развития, иначе ее история будет представлена последовательностью парадигм.

Жизнь человеческого общества состоит из остатков прежних способов жизни человечества. Мышление человека ныне живущего состоит из фрагментов пережитых исторических типов мышления: религиозного и мифологического. Развитие мышления – это стержень развития духовной культуры. Исследование процессов его развития – главное условие познания мышления современного человека и его дальнейшего развития.

Исследование коллективных представлений, их связей, сочетаний в низших обществах поможет пролить свет на генезис современных логических принципов.

Чтобы лучше прояснить эти черты, я сравню их с нашим мышлением в данной работе. Так мы меньше рискуем упустить их.

Природа человеческого мышления

Интеллект человека – это его важное свойство. Человек, с позиции научного материализма, является результатом бесконечного развития материй. Человек – является результатом единого планомерного мирового процесса, который образован последовательно: биологической, физической и химической формами материи. Человек – единственное образование в мире, сущность которого – финал непрерывного творения самого себя. Заключая в себе, огромное богатство материального мира, человек имеет способности к познанию и преобразованию мира, труду, мышлению.

Смысл человеческого существования определяет направление развития человеческой сущности, смысл его существования. Развитие человека происходит в процессе создания «второй природы». Следовательно, оно имеет «внешние ориентиры» - освоение мира вширь и вглубь. Но собственно человеческие качества в этом движении заключаются в развитии самой человеческой сущности, ее движении в познании себя самой. Человек не имеет внутренних ориентиров в своем развитии кроме развития своей сущности и углубления в нее. Говоря конкретно смысл человеческого существования нужно представить как обогащение характера труда и способностей человеческого мышления.

Предыстория мышления

Предшественником интеллекта человека является «конкретное мышление», или как еще его называют – мышление чувственными образами. Возникновение конкретного мышления еще плохо изучено. Ученые предполагают, что психика высших животных основана на двух видах реакции – инстинктах и ассоциациях (временных связей). Инстинкты – это врожденные, видовые формы поведения, которые передаются по наследству, и сложились в результате биологической эволюции. Закладка ассоциаций происходит в течение индивидуального приспособления к среде и являются отражением внешних связей между разными воспринимаемыми животными явления среды.

Первобытное мышление

Исследование первобытного мышления представляет большие трудности, так как применение экспериментов здесь вряд ли возможно. Важным показателем формирования и развития первобытного мышления являются средства труда древнего человека, дошедшие до нашего времени. Движение человеческого разума начинается с первого достижения человека – создание первых орудий труда. Человеческий способ жизни обусловил первую и самую важную парадигму мышления человека – объективность отображения реальности, соответствия мысли реальности. Главным условием развития человека становится познание феноменологических проявлений законов природы.

Древнему человеку необходимо было обладать обширными наблюдениями и знаниями системы природных явлений. Нужно допустить, что мышление человека в этот период развития обладало простейшей логикой. Она была нужна, чтобы отследить логику природных связей, от которых зависели существование человека.

В процессе складывания мышления, очевидно, постепенно складывались и четыре основных логических закона – тождества, противоречия, достаточного основания, исключенного третьего. Но эти законы свойственны уже только достаточно зрелому и развитому интеллекту человека, но время их конечного формирования в интеллекте человека установить довольно сложно. Скорее всего, это нужно отнести к периоду античного интеллекта. Можно предположить, что на относительно высоком уровне развития начального труда и интеллекта человека перед древним человеком стояла задача объяснить систему явлений природы, в связи с этим можно сказать, что появляется новый уровень мышления – объясняющий. Известный исследователь первобытного мышления Леви-Брюль различал индивидуальное и коллективное мышление. Он считал, что индивидуальное мышление основано на общих законах формальной логики, в противном случае человек не выжил бы в борьбе за существование. Однако коллективное мышление имело паралогический характер. Его основой являлся закон партиципации или сопричастия, в соответствии с которым древний человек представлял, что воспринимаемый объект может одновременно присутствовать в разных местах, т.е. изображение объекта тождественно самому объекту (поэтому воздействие на изображение животного влечет будущую удачу на охоте). Дологическое мышление, как считал Леви-Брюль, воплощалось в коллективных обрядах и мифах. Концепция этого мышления подверглась критике советской и зарубежной науки.

Интересной точки зрения на первобытное мышление придерживался французский этнолог К. Леви-Стросс. Он стремился выявить своеобразие первобытного мышления. Этнологу свойственна высокая оценка нравственных устоев первобытного общества. Он создал концепцию «сверхрационализма», направленную к восстановлению единства чувственного начала, утраченного европейской современной цивилизацией. По его мнению такое единство было в мышлении первобытного общества.

Леви-Стросс, полимизируя с Л. Леви-Брюлем, доказывал, что представления об ином способе мышления у народов, живущих в условиях примитивных культур, не обоснованы. Он считал, что мыслительные процессы у них протекают так же, как и у цивилизованных ныне живущих людей, отличаются только способы обобщения и представления об общем, отличен набор самых общих понятий или категорий. Работы К. Леви-Стросса выявили логический механизм создания и преодоления противоречий в первобытном сознании с помощью мифологической медитации, а также способность первобытного мышления к логическому анализу. Но несмотря на это, для меня, точка зрения Леви-Брюля ближе, на мой взгляд она более детальна, а так же кажется более убедительной. В работах Леви-Стросса, на мой взгляд, мнение о первобытном обществе преувеличено в плане уровня интеллекта и хода мышления. Но не нужно переоценивать логическую природу первобытного мышления, превращая законы логики в легкий и быстрый дар человеческой мысли. Логическое мышление не могло сразу сложиться, а должно было пройти ряд определенных этапов, начиная с незрелого, не сложившегося логического мышления, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Многие думают, что первобытное мышление возникло при таком явлении как “логика вещей”, устойчивых, постоянно повторяющихся связях с явлениями природы. Благодаря такой логике создавались формально-логические законы. Нужно различать, “пласт” мышления, который связан с цепья наблюдаемых постоянно повторяющихся явлений природы, и другой: “объяснительный” пласт, в где образование логики происходило сложным образом. Поэтому необходимо различать процессы логизации непосредственного (конкретного уровня мышления) и другого мышления - объяснительного. “Дологическое мышление”, по Леви-Брюлю, явно принадлежало к последнему. В мышлении древнего человека возникают две основные парадигмы: иллюзорная, и реалистическая. Реалистическая состоит в видении вещей такими, какими они являются сами по себе, без каких либо других явлений. Эта парадигма имела очень сильное биологическое основание, т.к. легко адаптируемый образ жизни животного определяет отражение окружающей среды. Намного больше подтверждения получила втора парадигма, парадигма реализма, с появлением общественного образа жизни, так как преобразование природной среды, нуждается в адекватности отражения, без которой не было бы создания “второй природы”. А вот реалистическая парадигму можно наблюдать на всех этапах истории человечества, она и определяет все успехи интеллекта человека. На известном этапе своего развития она достигает своего философского выражения, по большей части в форме материализма, возвышающего эту парадигму до степени высокой и продуктивной абстракции. Некоторые свойства реалистической парадигмы, конечно же появлялись и в области идеалистических концепций, и оказывались материалистическими по содержанию.

Появление антропоморфической парадигмы с возникновением слоя объяснительного мышления стало нужным и уже необратимым шагом мышления человека. Все явления природы, их закономерность, время наступления древний человек мог объяснить лишь тем, что природа имеет собственный разум и мышление. Действия природы разъяснялись как преднамеренные, и стали приписываться различным духам и существам. Человеческая психика так устроена, что свои собственные осмысленные действия даже на ранних этапах развития, становятся предметом наблюдения и осознания. В природе деятельности человека заложено начало объяснения природных явлений по образцу своих сознательных действий. Это легко обнаруживается и в психологии ребенка, когда он начинает приписывать вещам хорошие и плохие качества. Так как для первобытного человека осмысленное действие казалось естественным и обычным, в следствии природные явления было легче объяснить наличием сознания, воли, намерений.

Вследствие этого они считали, что природу нужно уважать, задабривать, ведь именно от нее зависела их жизнь. Приведем примеры таких верований.

Анимизм . Вера в первобытном человеческом обществе была связана с первобытными мифологическими верованиями и строились на таком понятии как анимизм. Анимизм (от лат. anima - дух, душа)- присвоение человеческих качеств природным явлениям. Э.Б. Тайлер впервые ввел это понятие для определения первой стадии в истории развития религии.

Магия. Она является наиболее древней формой религии (и происходит от греч. megeia - волшебство). Магия представляет набор определенных действий, с особым смыслом, также включающим обрядами.

Сущность магии все еще является нераскрытой и неизученной в сравнении с другими религиями. Некоторые ученые, например, этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), рассматривают в ней родительницу религии. А другой этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) считает магию главным средством развития религиозных представлений. А русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) полагает, что это продукт ранних анимистических верований. Но вероятно одно - «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».

Фетишизм . Одна из разновидностей магии, (происходит от франц. fetiche - талисман, амулет, идол). Фетишизм- это вера в божественные силы неодушевленных предметов, которым свойственны сверхъестественные силы. Объекты поклонения являются камни, цветы, деревья, любые предметы. Причем могут быть как природно созданные, так и созданные человеком. Виды почитания: принесение жертв, вколачивание в них гвоздей, что бы причинить боль духу, и заставить исполнить просьбу.

Вера в амулеты (происходит от араб. гамала - носить). Считается, что эта религия происходит от первобытного фетишизма и магии. Вера отождествлялась с каким-либо предметом, который, по мнению дикаря, был наделен магической силой, и способностью охранять владельца от разных неприятностей.

Тотемизм. У древних людей значительную роль играло поклонение животным, деревьям. Древний человек представлял мир одушевленным. Он считал, что у всякого предмета есть душа, как у человека, и общался с ними, как с равными. Когда дикарь называл себя в честь животного, считал его равным по крови, и воздерживался от его убийства, то такое животное считалось тотемным (происходит от сев. индейск. ототем - его род). Тотетизм – верование в родственные связи по крови между родом и определенными растениями или животными, иногда явлениями природы.

По историческим данным первым типом объясняющего мышления служил миф. Он являл собой попытку объяснения мира. Миф служит как предшественник научного мировоззрения. Мифы рассказывают о событиях прошлого, будущего, о появлении мира, бога, животных. Существуют космогонические мифы, этнографические, о временах года, погодных явлениях, героях и т.д. В большинстве мифов о мироздании, начальный этап рассматривается как возникновение мира из начального хаоса. Затем получились земля, люди, боги, животные. В мифах явно можно выделить элементы реализма, материализма, т.к. боги являются результатом возникновения порядка из хаоса. Но в оставшемся в мифах преобладает труд богов, и придуманных животных, обладающих чертами человека. Антропоморфическая парадигма составляет основу мифологического типа мышления.

Мифы содержали начальные представления хаоса, богов, животных, людей. Они включали зачатки более поздних абстракций закона и закономерности (возникновение порядка из хаоса), материи, богов и т. д. Также облечено в форму образов. Мифы включают особые законы, которые регулируют поведение людей, определяют социальные запреты, выступают регуляторами общественной жизни.

Мифологический тип мышления вошел в следующую, более высокую, форму мышления - религиозный тип мышления. Он также сохранился и в довольно самостоятельном виде, хотя и в новых формах, в структуре интеллекта современного человека

Религия - является более сложным явлением духовной жизни общества, по сравнению с мифологией. Она содержит систему определенных верований о сверхъестественных силах - богах. Возникла религия примерно 40-50 тысяч лет назад религия, но в первоначальном виде мало отличалась от мифологии, т.к. она вбирает в себя значительную часть мифов. В религии присутствует наличие усложняющегося вероучения, системы взглядов, приобретающих все более абстрактный характер, - одно из важнейших отличий религии от мифа. Вместе с тем религия всегда сохраняет во многом образный характер, выражает вероучение в форме образов, что делает ее доступной для всех слоев общества.

Культ богов и святых является характерной чертой, так же очень развита обрядная сторона, которая включает в себя, много заимствованного из магического мышления и действий. Религия включает также особый социальный аспект- церковь. Религия выступает как более развитая, чем мифология, форма мышления, основанная на парадигме фантастического объяснения, или антропоморфической парадигме. «Рассмотрение мира по образу, подобию человека и сознательного человеческого действия» приобретает в религии, особенно в древнее время наиболее яркий характер. Сердцем любой религии являются боги или единый бог, которые обладают усиленные во множество раз свойствами человека - разум, милосердие, волю и т.д. Антропоморфизм религии был отмечен разными мыслителями, начиная с античного философа Ксенофана, и кончая философом XIX в. Л. Фейербахом.

Еще в девятнадцатом веке считалось, что первобытным религиям свойственны два понятия, отличавшие их от других мировых религий. Первое заключалось в том, что их основным мотивом был страх (боязнь наказания духами), второе - представители первобытных религий были неотъемлемой частью представлений о нечистоплотности и антигигиене. Потому что почти все описания первобытных религий, оставленные путешественниками, включали повествования о том, в каком вечном ужасе и страхе живут такие люди. Рассказывается о поверьях в ужасные беды, которые случаются с теми, кто вдруг нечаянно переходит какую-либо запретную преграду или имеет дело с чем-то нечистым. Так как страх охватывает все сознание, то такой факт полезно учитывать и при рассмотрении других представлений первобытного сознания, в частности - представлений о нечистом.

Достоверно неизвестно, насколько представления о чистом и нечистом стары в любой не имеющей письменности культуре: для ее представителей они должны казаться извечными и неизменными.

Человек, который с рождения принадлежит любой культуре, скорее склонен считать, что он лишь пассивно воспринимает представления своего мира о существующих в нем силах и опасностях, не замечая тех небольших изменений, которые он мог бы в них внести. Точно также мы считаем, что всего лишь пассивно воспринимаем свой родной язык, и не замечаем своей сопричастности сдвигам, происходящим в нем за время нашей жизни. Именно поэтому я считаю что исследуемую культуру не нужно рассматривать, как давно устоявшуюся систему ценностей. Справедливо, возможно и обратное.

Насколько больше мы узнаем о каких-либо первобытных религиях, тем все более проясняется тот факт, что в символических структурах все еще есть место для великих тайн как религии так и философии.

аключение

Подводя итог данной работы я могу сказать, что по этим данным, в большинстве своем первобытное мышление отличается от нашего. Оно имеет другие ориентиры. Современные люди, ищут вторичные причины в любых действиях, а первобытный человек видит исключительно мистические причины, потому что ему везде кажется действие потусторонних сил. Он может допустить, что какое-либо существо может одновременно находиться в разных местах. Он абсолютно безразличен к противоречиям, тогда как наш разум не может с ними согласиться. Именно по этому мы можем назвать такое мышление, по сравнению с нашим прологическим. Коллективные представления (в общих чертах), могут определяться по таким признакам: передаются из поколения в поколение; навязываются отдельным людьми, которые затем пробуждают чувства страха, уважении т. д. Эти представления не зависят от отдельной личности, их нельзя понять при помощи рассмотрения индивида. Для первобытного человека нет явно физического факта в том, какой мы придаем этому слову. Дождь, ветер, любое другое явление природы, не воспринимаются древним человеком так, как они воспринимаются нами (как сложные движения находящиеся в сложной зависимости с другими явлениями). Физические свойства, конечно, воспринимаются их органами чувств, как и нашими, и весь психофизиологический процесс восприятия осуществляется точно так же как и у современного человека. Первобытные люди видят то же что и мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы. Для нашего общества, привидения, домовые и др. являются чем-то относящимся к области сверхъестественного: для нас это видения, волшебные проявления, все они находятся с одной стороны, а факты, познаваемые в результате восприятия и повседневного опыта, находятся с другой стороны, потому что в современном мышлении существует четкая линия, разграничивающая эти понятия. Для первобытного человека, такой линии не существует. Религиозный и часто суеверный человек верит обычно в две системы, в два мира– один это мир видимых, подчиненных неизбежным законам движения, и другой – невидимых, неосязаемых вещей. Но для первобытного сознания существует только один мир. Любая действительность мистична, как и все остальное, а значит, мистичным является и всякое восприятие. Мистические отношения, которые так часто улавливаются в отношениях между существами и предметами первобытным сознанием, имеют одну общую основу. Все они в разной форме и разной степени предполагают наличие сопричастности между существами или предметами, ассоциированными коллективным представлением. Именно по этому, в этом вопросе я согласна с Леви-Брюлем и его «законом сопричастности». Коллективные представления не являются продуктом интеллектуальной обработки в собственном смысле этого слова. И самое главное они вместо логических отношений (включений и исключений) подразумевают сопричастия.

Список литературы

1. История человеческого интеллекта / Перм. ун-т. – Пермь, 1998. – Ч. 1,2. Предыстория – миф – религия. Просвещение.

2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении/ Пер. Под ред. В.К. Никольского и А.В.Кисина М.,1999 с 7-372

3. Воеводина ЛН Мифология и культура Учеб. Пособие М., 2002 c. 115-116

  • Автономная область и автономный округ, их юр. природа как национально-государственных субъектов РФ.
  • Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных отклонений.
  • Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема
  • Мышление тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает.

    Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.

    Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.

    Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.

    Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.

    Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.

    Познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия. Мышление основывается на чувственном познании и далеко выходит за его пределы. То есть человек способен отражать особенности окружающего мира, которые недоступны непосредственному восприятию. Мышление - это социально обусловленный, не-разрывно связанный с речью процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее связях и отношениях между познаваемы-ми объектами.

    Переход от чувственного познания к мышлению осуществляется с помощью слова (т.е. с участием второй сигнальной системы). Посредством слова люди обобщают признаки объектов, выделяют существенные из них, фиксируют и хранят информацию, передают ее другим людям. То есть материальной основой мышления является речь. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И на-оборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.



    Неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание предполагает преемственность всех связей, приобретенных в ходе человеческой истории. От общества человек получает всю сумму знаний, которую человечество приобрело до него. Все это происходит благодаря тому, что человек не только может фиксировать, но и передавать знания с помощью языка.

    Социальная природа мышления раскрывается и в том, что именно в обществе возникают потребности или необходимость чего-либо понять, узнать, объяснить. Именно в обществе в процессе практической деятельности, общественной или личной жизни человек сталкивается с неожиданным, не-знакомым, с проблемами и задачами. И в том, какие задачи и в каком направлении будет решать человек, раскрывается социальная природа мышления.

    Таким образом, человеческое мышление возникает в обществе, в нем развивается и совершенствуется, вне общества оно невозможно.

    Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности?



    Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

    Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

    На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

    Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не-образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

    Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

    Познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.

    Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идёт ко всё более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения отражаются не только в мышлении.

    Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идёт от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведёт от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщённое познание объективной реальности.

    Виды мышления

    Виды мышления по содержанию.

    1. Наглядно-действенное мышление. Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации.
    2. Наглядно-образное мышление. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами.
    3. Абстрактное мышления. Сущность абстрактного мышления (словесно-логического) в том, что оно происходит с опорой на понятие без использования конкретного опыта.

    Виды мышления по характеру решаемых задач.

    1. Практическое мышление, в противовес теоретическому, имеет дело с реальной практикой. Соответственно, задачей практического мышления является преобразование реальности.
    2. Теоретическое мышление состоит в познании закономерностей явлений.

    Формы мышления

    Как правило, выделяется три формы мышления .

    1. Понятие. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Все они делятся на две категории:
    • существенные (те, которые обязательны для того, чтобы определенный предмет «не перестал быть собой»);
    • несущественные (дополнительные признаки, которые не изменяют саму природу предмета или явления).
  • Суждение. Суждение отражает различные связи между теми или иными предметами (явлениями) действительности и их разнообразием признаков и свойств. Различают такие виды суждений как:
    • общие (здесь существуют положения, которые касаются всех предметов или явлений);
    • частные (здесь речь может идти только об отдельной группе предметов или явлений, которые объединены общим понятием);
    • единичные (здесь речь идет только об индивидуальном понятии).
  • Умозаключение. Умозаключение подразумевает под собой такую форму мышления, в процессе которой человек анализирует различные суждения, после чего выводит из них новое суждение.
  • Операции мышления

    Опишем основные виды умственных операций.

    1. Сравнение. Операция сравнения приспособлена для установления сходства или различия между предметами или явлениями окружающей действительности. Операция сравнения может осуществляться двумя способами:
    • непосредственно (при одновременном восприятии предметов);
    • опосредованное (в случае использования умозаключения).
  • Анализ. Операция анализа – это мысленное разделение предмета на отдельные части, а также выявление его определенных свойств. Сущность анализа состоит в том, что, выделяя части и признаки, мы сможем лучше понять природу предмета или явления.
  • Синтез. Синтез – соединение частей и свойств предметов в единое целое. Данная операция необходима для составления целостной картины о предмете. Синтез обычно осуществляется на основе:
    • восприятия;
    • памяти;
    • представлений.
  • Абстракция. Данная операция представляет собой мысленное отвлечение от различных структурных элементов предмета и выделение его наиболее существенных признаков. Сущность абстракции как умственной операции состоит в том, что выделенная часть в предмете будет рассматриваться отдельно, без всякой зависимость от других свойств или структурных элементов этого предмета.
  • Абстракция обычно используется при усвоении новых понятий, так как в них отражены лишь наиболее важные признаки ряда предметов, которые и дают нам право отнести их к той или иной группе. Выделяют следующие виды абстракции:

    • практическая (она включена в процесс деятельности);
    • чувственная (внешняя);
    • высшая (опосредованная, выраженная в определенных понятиях).
  • Конкретизация. Конкретизация - это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
  • Индукция. Индукция - это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи.
  • Дедукция. Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция - это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения.
  • Подкрепим знания с помощью рисунка 1.

    Рисунок 1. «Мышление»

    О природе человеческого мышления.

    Жизнь - это вечное становление, определяющее реальность нашего бытия, это тенденция, которая никогда не ограничивает себя одним узором. В процессе своего развития человек раскрывает то, что заложено в него природой, Богом. "Эволюция жизни - это творчество, которое следует без конца в силу начального движения". (Анри Бергсон, с.94)

    "Мы чувствуем нашу эволюцию и чувство это подобно бахроме, которая прорисовывается вокруг собственного интеллектуального представления". (Бергсон, 42).

    "Я" в качестве индивидуальности - это голая абстракция. Подобно абсолютной идее, оно аморфно и индифферентно. Это зеркало, в которое мы готовы смотреть на мир. Но стоит нам в этом зеркале увидеть себя, и мы тот же час меняем жанровое амплуа на грозного Судию, которого изобразили не в подобающем, на его взгляд, виде.

    В каждом из нас живет множество "я", порой так не похожих друг на друга. Иногда они ссорятся между собой и не всегда им удается прийти к общему мнению.

    Откуда взялись они и почему им так трудно бывает друг с другом? По-видимому, это наработки наших прежних воплощений, каждое из которых прошло свой путь.

    Среди них есть "я" мужские и женские, "я" мирские, полные суетности, и "я" подвижнические, которым так хорошо вдали от каждодневных забот.

    Назовем хоровод наших "я" Совестью. У каждого она своя и зиждется на совокупном опыте прошлых поколений.

    У одних она в плену сиюминутных желаний, у других она не только наполняет физическое тело, но и далее выходит за его пределы, словно освещая все вокруг.

    Видимо, есть внутри нашего сознания нечто такое, что способно определять подобное процветание Совести или, напротив, ее угасание.

    Там, где флагманом ее поведения является интуиция, там Совесть процветает в великолепии всего внутри себя звучащего хора других "я", там же, где главным арбитром выступает "рацио", там нет согласия с самим собой.

    Что же в таком случае отличает рациональное от интуитивного? Посмотрим на них, как на пару понятий, находящихся в определенном отношении Друг с другом. Причем, характер этих отношений может меняться, непременно влияя на "линию" поведения человека.

    Не взять ли нам в помощники понятие "золотого сечения"? В известных нам контекстах в нем обычно вычисляется рациональный аспект как две трети общей длины, например, в архитектурном строении, или какой-то тектонический показатель в музыкальном произведении.

    Обращу внимание читателя на то, что золото - это символ тайного эзотерического знания. Что, если посмотреть на точку золотого сечения как на некий водораздел исключительной важности для осознания природы человеческого сознания, где его наиболее обширная область объемлет сферу интуитивного, а меньшая будет определяться контекстом рационального.

    Спорность подобного утверждения может быть разрешена конкретно историческим опытом человека. Где взять его? Ответ мой будет прост - в древних цивилизациях. Но сначала попробуем разобраться в природе "интуиции" и "рацио". Привлечем в помощники Анри Бергсона с его работой "Творческая эволюция" (М.-Петерб.: Русская мысль, 1914).

    "Для меня ясно, - пишет он, - что я перехожу от состояния к состоянию, однако эти состояния меняются каждый момент. Подвигаясь по пути времени, состояния души, так сказать, превращаются в снежный ком из самого себя. Стало быть "истина заключается в том, что изменение совершается непрерывно, и что само состояние есть уже изменение". (Бергсон, с.2).

    Только тогда, когда наше состояние достигает некоего предела и в силу этого кажется совершенно новым, непохожим на прежнее, оно привлекает внимание как совершенно новое.

    Поэтому там, где постоянный уклон, мы склонны видеть ступеньки лестницы, каждая из которых отражает акты нашего внимания.

    Каждая отмечаемая нашим вниманием ступень сознания, является лишь "наиболее освещенной точкой в движущейся зоне... Эта зона, как целое, и составляет в действительности наше состояние". (Бергсон, с.З).

    Таким образом, наше внимание искусственно вычленяет зоны сознания на отдельные фрагменты. Следующим шагом становится их воссоединение с помощью индифферентного и аморфного "Я". Именно "...на него нанизывается психические состояния, возведенные в независимые сущности" (с.4). Тогда, подобно разноцветным жемчужинам в ожерелье, внимание замечает вместо текучести резкие и устойчивые цвета.

    Но если бы сознание исчерпывалось статусом наших "я", на которые нанизывают отдельные состояния, изъятые из целостного контекста, то для нас не существовало бы длительности. Ибо "я", которое не меняется, не длится, и психологическое состояние, остающееся тождественным самому себе, пока не сменится следующим состоянием, - не длится в одинаковой степени". (Бергсон, с.4).

    В таком случае попробуем определить наше "Я". Я - это абстрактное выражение нашей бытийности, или нашего существования как бы в снятом виде.

    Между тем наша психологическая жизнь, в силу ее длящейся природы, немыслима вне времени, которое составляет ее ткань. Итак, время - это ткань нашей психологической жизни. Стало быть "...длительность - это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и расширяющееся по мере движения вперед... Прошлое сохраняется само собой, оно следует за нами целиком каждый момент: все что мы чувствовали и желаем со времени первого детства, все это тут, - все тяготеет к настоящему". (Бергсон, с.4).

    Но в таком случае, что входит в функции нашего мышления?

    Прежде всего, его назначение не однозначно. Особенно его раскрывают две противонаправленные друг другу и, вместе с тем, взаимодополняющие силы "интуиции" и "рацио".

    "Механизм рацио" создан для того, чтобы опускать в бессознательное практически всю совокупность прошлого, и чтобы оставлять или привлекать в сознание только то, что может, наилучшим образом осветить настоящее и способствовать конкретному полезному действию.

    Сфера интуитивного, напротив, заинтересована в использовании объема всей памяти человека как в его сознательной, так и в бессознательной жизни.

    Как примирить разность двух природ мышления?

    "Рацио" - это область всякого рода целеполаганий, для которых не существует понятия истины. Она подменяется конечным результатом, для достижения которого годятся все средства.

    В интуиции всегда есть Бог, если не Вселенский с его атрибутикой, то собственный, на уровне Атмана. Интуиция не замкнута на самой себе; она открыта всему, что живет и определяет неисчерпаемость бытия во Вселенной.

    Не желая ущемить интересы кого бы то ни было из всех живущих, она обращена к их совокупному опыту. Поэтому в решении своей проблемы интуиция всегда ограниченна и никогда не впадает в агрессию по отношению к иным планам бытия.

    В понятие интуиции входит экстракт истории, прожитой нами не только с рождения нынешнего, но и всех предыдущих. Задача лишь состоит в том, чтобы найти ключ к разным информационным потокам, накопленных нами в прежних и нынешней жизни.

    Для этого нужно познать себя, ибо мы являемся сколком Мироздания. И нет ничего во Вселенной такого, чего бы не было в нас самих.

    Можно сказать, что интуиция живет по законам всего Мироздания, рацио, напротив, сиюминутными, каждодневными нуждами. Обе они, тем не менее, нуждаются друг в друге. Для примера оттолкнемся от гармоничного разнодействия такой пары понятий, как инстинкт и интеллект. Будем исходить из того, что инстинкт ближе природе интуитивного, в то время, как интеллект - сродни природе рационального.

    "Интеллект в его исходной точке является способностью фабриковать искусственные предметы, в частности из орудий создавать орудия и бесконечно разнообразить их выделку". (Бергсон, с. 129).

    "Если истина создает орудия из собственной органической природы, естественно управляя ими по своему внутреннему побуждению, то интеллект обладает способностью строить орудия из неорганической материи" (там же).

    "Если в инстинкте врожденное значение простираться на тело, то в интеллекте - на отношение. Если инстинкт предполагает познание материи, то интеллект - познание формы", (там же).

    "В таком случае, что такое материя? Видимо, это то, что дается воспринимательными способностями, взятыми в том виде, как дает нам их природа. Форма - это совокупность отношений, установленных между этими материалами для составления систематического знания". (Бергсон, с. 133).

    "Сама материя имеет стремление составлять доступные изолированию системы, которые могут рассматриваться геометрически". (Бергсон, с.9).

    "Все операции нашего интеллекта направляются к геометрии как предмету, где они находят свое полное завершение". (Бергсон, с. 189).

    "Интеллект купается в атмосфере пространственности, от которой он так же неотделим, как живое тело от вдыхаемого им воздуха". (С. 199).

    "Чем более сознание интеллектуализируется, тем более пространственней становится материя". (Бергсон, с. 170).

    Сам по себе "...интеллект представляет себе ясно только прерывное". (Бергсон, с. 139). Да и само по себе пространство - это воззрение интеллекта.

    Не будет большим преувеличением сказать, что пространственность и интеллектуальность скопированы друг с друга.

    "В своем происхождении наша мысль связывается с действием. Действие является формой, с которой был отлит наш интеллект". (Бергсон, с.40).

    "...интеллект присутствует повсюду, где есть суждение, состоящее в том, чтобы направить прошлый опыт на опыт настоящий", - положив начало изобретению. (Бергсон, с. 123).

    Вернемся к дипластии "интуитивно-рационального". Есть в их сущностных установках как общее, - ведь они не существуют друг без друга, - так и отличное. Обратимся к энергетическим характеристикам этих двух явлений. Будем исходить из того, что не требует специальных доказательств.

    Солнце излучает, как считает Борис Болотов, два потока - фотоны и электроны, поэтому на Земле возникла жизнь двух типов - растительная и животная. Исследуя продукты жизнедеятельности клеток растительного и животного происхождения, ученый пришел к выводу, что растительные клетки существуют благодаря процессам фотосинтеза, а животные клетки существуют благодаря процессам бета-синтеза.

    Фотосинтез и бета-синтез относятся к ядерным процессам, но с малым энергообменом. Оба явления основаны на излучаемой способности нагретых тел.

    Все явления в мироздании парны, ибо все есть отношение. Приведу ряд примеров.

    Растительная жизнь предусматривает эфиро-гравитационный аспект бытия, а бета-синтез животной среды подобен электромагнитному аспекту.

    В человеческом организме две системы питания - лимфосистема и кровеносная система.

    Если лимфосистема соответствует эфиро-гравитационному полю, то кровеносная - электромагнитному.

    Предположим, что интуиция, как Бог в человеке и Свет его Души связана с эфиро-гравитационным воздействием Космоса и природы. Природа же рационального раскрывается в контексте электромагнитных излучений.

    Эти два типа излучений мы получаем из Космоса, после чего должна возникнуть отдача полученного. На обязательности этих отдач, подобно "вдоху" и "выдоху", построено все в Мироздании, представляющим собой столь же сложный организм, как и наш, человеческий.

    По мнению А.Бергсона, в мире существует только два типа движения. Первое - это падение по типу самораскрывающего свитка, и второе, протибонаправленное первому, это движение восхождения. Но это лишь общая и поэтому несколько упрощенная схема.

    На самом деле инерции вертикального падения противостоит движение по горизонтали. Происходит это потому, что подаренный нам Солнцем энергетический посыл, попадая в плотную для него среду, тут же начинает испытывать ее сопротивление, и в силу происходящей энергетической мутации, попадает в ведение электромагнитных воздействий Земли, которые и начинают вытягивать "падающую вертикаль" в "горизонталь".

    Здесь на уровне наших пространственно-интеллектуальных представлений возникает "крест". Так, по-видимому, приоткрывается его забытый эзотерический смысл.

    Горизонталь может уходить в диагональ духовного восхождения. Если этого не происходит, то она уплощается в круг.

    Движение "падения-свитка" - это эфиро-гравитационная волна, а движение уплощенное - "горизонталь" по своей природе отвечает электромагнитной волне. Именно потому, что не возникает сиюминутной отдачи энергии Солнца, происходит накопление энергии, которые из "снежного кома" всей получаемой планетарной энергии уплотняются в ее ядре.

    По составу своего ядра Земля представляет сверхплотное магнитногравитационное явление. Оно может изменить свой энергетический статус только в том случае, если уйдет в расширяющуюся спираль, то есть в более легкие и сверхлегкие планетарные слои.

    Движение "падения" не сопровождается сиюминутной отдачей "восхождения", вот почему для восполнения светового посыла Духовным созидательным силам необходимо прилагать большие усилия.

    Один из аспектов "отдачи" отрабатывает человек по мере осуществления своего духовного восхождения.

    Отдача может быть разной плотности и интенсивности. Наибольшая ее концентрация возможна в результате накопления "светлого" потенциала в человеческом теле. Но в таком случае следует достаточно четко представить его структуру и энергетические показатели. (Структура человеческого тела подробно излагалась в докладах на конференциях и лекциях создателем русской Школы йоги Г.Г.Стаценко).

    Структуру человеческого тела определяют восемь энергетических оболочек, из которых видима только одна - это физическое тело. Его сменяет эфирное тело, которое по своему абрису с некоторым масштабным увеличением повторяет видимое нами физическое тело. За ним следует астральное тело, отвечающее за эмоциональный мир человека, и ментальное тело, связанное с мыслеобразами.

    Следующие четыре тела определим миром нашей души. Их "первый этаж" представляют Буддхи. Они вмещают в себя опыт, навык и умение. Следующих "два этажа" занимают Самадхи. Здесь хранятся сиддхи в виде самого разнообразного набора талантов, включая ясновидение, яснослышание и т.д. Завершает общую конструкцию Атман, или Вселенская Душа.

    Если на каждом энергетическом поле лежит печать индивидуальности его обладателя, то Атман надличен. Его можно представить "фрагментом" единой Божественной монады, из которой родился мир Вселенной.

    Общая "конструкция" человеческого тела вполне напоминает серию "матрешка в матрешке". Не этот ли эзотерический смысл они донесли до нас?

    Обращу внимание на то, что Самадхи несут в себе общие свойства, наработанные во всех предыдущих воплощениях. Сравнительно с Буддхами, они занимают целых два этажа.

    Если учесть, что в Буддхи усваиваются навыки, доведенные до некоторого автоматизма инстинктивности, то Самадхи освобождены от налета рефлекторного автоматизма и представляют собой сферу как бы чистой интуиции.

    Сам по себе рефлекторный автоматизм Буддхи несет на себе отголоски интеллекта, но не сливается с ним.

    Главное, что между Самадхи и Буддхи складывается определенное соотношение порядка "больше-меньше", а точкой их разделения, на мой взгляд, и является "золотое сечение".

    Так, в своих высших сферах человеческая природа предусматривает установку на главенство интуитивного и подчиненность рационального. Не является ли подобный "расклад" идеальной моделью человеческого мышления?

    Попробуем теперь представить общую "картину" устройства человека сточки зрения энергетических характеристик каждого плана его бытийности.

    Природе эфиро-гравитационного излучения целиком отвечает наше эфирное, ментальное тело и Вселенская Душа (Атман). Обе пары энергий присутствуют в Буддхи и в Самадхи. Правда, в Самадхи они компонуются в комбинации "крест", как электрогравитационная и эфиро-магнитная волны.

    Только астральное тело представлено электромагнитным полем.

    Не трудно отыскать общий корень в явлениях энергетического порядка.

    Известно, что эфир, будучи аспектом тонкого плана, в эзотерике трактуется правариантом земного электричества.

    Можно предположить, что гравитационная волна находится в паре с перемещением эфира в пространстве. Более того, на космическом плане эфирогравитационная волна является подобием электромагнитной волны земного плана.

    Эфир, как и свет, состоит из фотонов, которым свойственней дуализм. В одних случаях фотон ведет себя как материальная частица, в других - как электромагнитная волна. Более того, сама микро-частица не является ни тем, ни другим. Она только похожа на волну или частицу в том или ином эксперименте.

    Кварки эфирной волны не отличаются дуализмом и ведут себя как электромагнитная волна на тонком плане.

    Очевидно генное родство двух типов волн. Модель электромагнитной волны подобна эфиро-гравитационной. Стержнем электромагнитной волны является электричество, а спираль, движущаяся по принципу тора, - это магнитная волна. Стержнем эфирогравитационной волны является эфир, а спиралью, движущейся по принципу тора, становится гравитационная волна.

    Если мы представим себе бублик, то электромагнитная волна движется на нем по самому тору, а эфиро-гравитационная - по "червячным дырам". Эфиро-гравитационная волна отличается меньшей плотностью, отсюда ее всепроникаемость.

    Можно предположить, что движение по "червячным дырам" со стороны электромагнитной волны предусматривает полное освобождение от инерции магнитного поля. На земном плане обе пары полей редко существуют друг без друга.

    Не трудно понять, что природа радиации состоит во вторжении двух энергетических пар в комбинации "крест" с уровня Самадхи в "нижнем" этаже человеческого тела, что приводит к энергетической разбалансировке всех или многих систем в организме в зависимости от меры рационального воздействия.

    Но вернемся к природе интуитивного. Для его осознания пришлось рассказать о "доме", в котором живет человек. В древних эзотерических источниках его устройство варьируется. В верхних планах духовная душа иногда структурно обобщается в один "этаж", но при этом выделяется "Прана" и "Проводник Праны".

    Предлагаю посмотреть на прану как на эфиро-гравитационный поток, связывающий каждодневные нужды человека с "верхними" планами его бытийности и особенно с Атманом.

    Если интеллект работает по принципу "отбора" и "структурирования", подчиненного всякого рода целеполаганиям, то интуиция, будучи не замкнута сиюминутными задачами, открыта безбрежному морю своих возможностей в потенции: от Буддхи - к Самадхи и Атману. Словом, интуиция открыта Вечности.

    Существует определенная пропорциональная соотнесенность в диалоге рационального и интуитивного. Интуиция неисчерпаема в своей энергетической открытости Мирозданию, рацио, напротив, уплощено факторами конкретно-исторического порядка. Для их продуктивного содружества как раз и нужно соблюдать принцип "золотого сечения", который избавит Человека от жесткой прагматики своих потребностей и позволит услышать голос всех живущих.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.superidea.ru/

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Неизвестный хищник терроризирует Украину Неизвестный хищник терроризирует Украину О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу