Северокавказская семья и её языковые группы. Северокавказская семья Северо кавказская языковая семья народы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Распространены в России, государствах Закавказья, Турции, странах Ближнего Востока и др. Общее число говорящих – около 3,3 млн.чел.

Северокавказская языковая семья предположительно распалась в 3-4 тысячелетии до н.э. Она объединяет абхазско-адыгские и нахско-дагестанские языки .

Северокавказская теория, предполагающая общее происхождение восточнокавказских (нахско-дагестанских) и западнокавказских (абхазско-адыгских) языков, впервые была выдвинута в трудах Николая Сергеевича Трубецкого в 20-е годы ХХ в. Генетическое единство этих языков демонстрируется на всех уровнях: фонетическом (регулярные звуковые соответствия), грамматическом (сходство в области морфологии и синтаксиса) и лексическом (общность базисной лексики).

Много сторонников имеет гипотеза И.М. Дьяконова и С.А. Старостина о родстве нахско-дагестанских языков с древними языками Малой Азии – хурритским и урартским языками. Эта гипотеза заслуживает внимания, хотя для окончательного определения места древних анатолийских языков в северокавказской семье ещё недостаточно данных.

II АБХАЗСКО-АДЫГСКИЕ (АБХАЗО-АДЫГСКИЕ) ЯЗЫКИ

Абхазско-адыгская (абхазо-адыгская; западнокавказская) группа иберийско-кавказских языков включает 5 языков : абхазский, абазинский, убыхский, адыгейский и кабардинский. Убыхи в 1864 г. переселились с черноморского побережья Кавказа в Турцию, остальные носители абхазско-адыгских языков проживают в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Абхазии, Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике. Общее число абхазо-адыгов – 597 тысяч чел.

Внутри данной языковой группы выделяются подгруппы : 1) абхазская: абхазский и абазинский; 2) адыгская (черкесская): кабардинский и адыгейский; 3) убыхский язык образует как бы промежуточное звено между этими двумя подгруппами.

Адыгские языки распространены также в ряде районов Краснодарского и Ставропольского краёв, в республике Северная Осетия (в районе Моздока), а также за рубежом (в Турции, Иордании, Сирии, и др.). Основными их носителями являются адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Общее дореволюционное название всех адыгов – черкесы – в послереволюционный период закрепилось за адыгами, проживающими на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Абхазский язык

Распространён в Абхазии, в двух сёлах Аджарской Автономной республики Грузии, носители проживают также в странах бывшего СНГ, Ближнего Востока (Турции, Иордании, Сирии). Общая численность говорящих – 91 тыс. чел., 83 тыс. из них проживают в Абхазии.

Функционирует во всех сферах общественной жизни наряду с русским и грузинским языками. Как литературный язык стал формироваться с конца ХIХ в., сложился в советскую эпоху. В основу литературного языка лёг абжуйский диалект. На литературном языке существует оригинальная и переводная художественная, политическая, научная литература, учебники для школ и вузов, функционируют театр, радио, телевидение. К наддиалектной форме можно отнести язык эпоса «Нарты».

На абхазском языке ведётся преподавание в национальной школе и в Абхазском государственном университете.

В 1862 г. Пётр Карлович Услар на основе русской графики с добавлением нескольких латинских и грузинских букв создал абхазский алфавит, который затем совершенствовался и уточнялся. С 1926 по 1928 г. параллельно с существующим в практику вводился созданный Николаем Яковлевичем Марром на базе латиницы аналитический алфавит. В 1929 г. был принят предложенный Николаем Феофановичем Яковлевым алфавит, основанный также на латинской графике, который действовал до 1938 г. С 1938 по 1954 год практиковался алфавит, основанный на грузинской графике. С 1954 г. действует алфавит, объединяющий 40 знаков. Из них 26 знаков русской графики, 10 изменённых русских знаков, 4 - из старых алфавитов.

В дописьменный период абхазский язык выступал языком обиходно-разговорного общения и устной эпической поэзии; в письменный – как литературный язык с функциональными разновидностями: художественным, публицистическим, научным, деловым, разговорным стилями.

Источники заимствований различны на разных этапах. Древний пласт заимствований – это арабские, тюркские, персидские слова. Чаще всего это бытовая, торговая лексика, а также названия птиц, животных, растений: асапын – мыло (араб.), алаша – мерин (тюрк.), ашьал – шаль (перс.). Немало слов вошло из картвельских языков: зхуархъ – пила, цьым – брат. Из русского языка вошли слова астол – стол, апалта – пальто, ачайник – чайник, аинрал – генерал, афицар – офицер, и мн. др.

Абазинский язык

(уст. абазский)

Распространён в Карачаево-Черкесской Республике, в некоторых сёлах и городах Адыгеи и Кабардино-Балкарии. Абазины проживают также в Абхазии, Турции, в ряде арабских и балканских стран. Число говорящих в России – 30 тыс. чел.

Функционирует во всех сферах общественной жизни наряду с русским. Литературный язык складывался с 30-х гг. на базе тапантского диалекта, на нём издаётся художественная, техническая, политическая, учебная литература, периодическая печать; функционируют научно-просветительские учреждения, театр, радио. К наддиалектной форме можно отнести язык эпоса «Нарты». На абазинском языке ведётся преподавание в начальных классах национальной школы; он преподаётся в абазинских средних школах Карачаево-Черкесской Республики, В Карачаево-Черкесском государственном институте.

Во второй половине ХIХ в. абазинский просветитель Умар Микеров составил азбуку и учебник, которые не были изданы. В начале ХХ в. народный учитель Т.З. Табулов составил несколько проектов алфавита на арабской основе, также не получивших распространения. В 1932 г. на основе латинской графики был создан абазинский алфавит, который в 1938 г. был переведён на русскую графику.

В дописьменный период абазинский язык выступал языком обиходно-разговорного общения и устной эпической поэзии; в письменный – как литературный язык с функциональными разновидностями: художественным, публицистическим, научным, деловым, разговорным стилями.

К древнейшим заимствованиям в абазинском языке относятся слова из арабского, персидского и тюркского языков. Чаще всего они относятся к бытовой, торговой, обрядовой лексике, также включают названия птиц, животных, растений: пыль – слон (тюрк.), саби – дитя, сабыр – спокойный, сатыр – ряд (арабск.), фигIамбар – пророк, пельуан – богатырь (персид.).

Убыхский язык

Убыхи жили на восточном побережье Чёрного моря к северу от Хосты. Основная масса убыхов переселилась в Турцию в 1864 г. Убыхи, оставшиеся на Кавказе, ассимилированы адыгейцами. По сведениям Ж. Дюмезиля, в 50-х гг. оставалось всего несколько десятков носителей убыхского языка. В октябре 1997 г. в Турции умер последний носитель, с которым работал исследователь в 1988 и 1990 гг.

О диалектном составе убыхского языка до и после переселения их носителей в Турцию нет никаких сведений.

Убыхский язык нелитературный, бесписьменный, не преподаётся. До переселения в Турцию развивался под сильным влиянием адыгейского и отчасти абхазского языков.

Яркой особенностью убыхского языка является наличие всего 2 гласных фонем ([а] – открытая, [Ə] –закрытая), в зависимости от окружения приобретающих разные тембровые качества, при 80 согласных, т.е. он относится к консонантному типу.

Лексика убыхского языка состоит из слоёв собственно убыхского и заимствованного. В собственно убыхскую лексику входят названия частей тела, числительные, основные разряды местоимений и наречий, служебные слова, названия предметов живой и неживой природы, имена родства и др. Заимствованная лексика делится на два основных пласта: адыго-абхазский и тюркско-арабский. Адыгские заимствования составляют значительный процент, фонетический облик этих слов показывает, что они непосредственно заимствованы из адыгейского языка. Убыхский язык усвоил не только адыгскую лексику, но и адыгские морфологические единицы (суффиксы). Сильное влияние на лексику убыхского языка оказал турецкий язык.

Адыгейский язык

(черкесский, нижне-адыгейский, кяхский)

Распространён в Республике Адыгея (центр – г. Майкоп), в ряде районов (Лазаревском и Туапсинском) Краснодарского края, в Турции, Иордании, Сирии, Израиле и др. Функционирует во всех сферах общественной и культурной жизни народа наряду с русским языком.

Как литературный сложился в советскую эпоху на базе темиргоевского диалекта, на нём существует оригинальная и переводная художественная, научная, политическая литература, функционируют образовательные учреждения, театр, радио, телевидение, периодическая печать. Широко известен народный эпос «Нарты», который носит наддиалектный характер.

Преподаётся в национальной школе. В Адыгейском государственном университете имеется кафедра адыгейского языка и литературы.

Письменность появилась в 1918 г.: был составлен адыгейский букварь на арабской графической основе, стали выходить книги и газета. В 1927 г. в Адыгее был принят латинский алфавит, который в 1938 г. был заменён алфавитом на основе русской графики.

Дописьменный период – язык устной коммуникации, развитой и многожанровой устной поэзии, письменный период – литературный язык с функциональными стилями (литературно-художественным, устно-поэтическим, научно-публицистическим).

Относится к консонантному типу: в литературном языке различаются 54 согласные фонемы и 3 гласные.

В разные эпохи различны источник, объём и роль лексических заимствований. В дореволюционный период преобладали тюрко-арабо-персидские заимствования. Арабизмы в основном связаны с исламом, мусульманской религией: алахь – бог, пегъэмбар – пророк, Iиман – вера, ахърэт – загробный мир и др. К тюркским заимствованиям относятся многие слова из области бытовой лексики, названия некоторых животных, растений, металлов и т.д.: табэ – сковородка, шыуан – котёл, мэлы – овца, къаз – гусь, пындж – рис, къамыл – камыш. Среди персизмов важное место занимают слова из области торговой лексики: сатыу – торговля, туган – магазин, ахъщ – деньги, сом – рубль и др. К старым заимствованиям относятся и многие русизмы: битакъ – пятак, къуытыр – хутор, платыку – платок и др. В советский период русизмы становятся главным лексическим пластом заимствований.

Кабардинский язык

(кабардино-черкесский)

Носители кабардинского языка – кабардинцы Кабардино-Балкарской Республики и г. Моздока (с прилегающими к нему хуторами), ст. Луковской, черкесы Карачаево-Черкесской Республики, бесленеевцы, проживающие в её четырёх аулах и в Краснодарском крае, жители некоторых аулов Адыгейской Республики. Кабардинцев насчитывается около 391 тыс., черкесов – 52, 5 тыс. чел. Значительная часть кабардинцев более ста лет назад переселилась в Турцию. Некоторые кабардинцы проживают в Сирии и Иордании.

Разговорный кабардинский язык распадается на 5 диалектов, черкесский диалект является письменным и выполняет в Карачаево-Черкесской Республике функции литературного языка (здесь его называют черкесским языком). Кабардинский язык функционирует как официальный литературный язык Кабардино-Балкарской Республики. Среди носителей языка распространено кабардинско-русское двуязычие.

В основу литературного языка легли говоры Большой Кабарды. На кабардинском языке издаётся художественная, общественно-политическая, научная, учебно-методическая литература, выходят журнал и газеты, ведутся радио- и телепередачи. Существует театр.

Кабардинский язык изучается в школах и педучилищах, в Кабардино-Балкарском государственном университете и Карачаево-Черкесском госпединституте, где служит и языком преподавания родного языка и литературы.

Письменность была создана в 1923-1924 гг. на базе латинской графики, с 1936 г. переведена на русскую графику.

Под воздействием русского языка в кабардинском литературном языке произошли некоторые структурные изменения в области лексической семантики (расширение или сужение значений слов) и в синтаксисе (формирование новых типов простого предложения, сложноподчинённых предложений, изменения в способах построения прямой и косвенной речи, введение приёма обособления членов предложения и др.).

В словарном составе кабардинского языка находят большое количество лексических заимствований. В основном это слова русского, арабского, тюркского и иранского происхождения. Заимствования из греческого, латинского и западноевропейских языков усвоены через посредство русского. Иноязычными являются в первую очередь общественно-политические, научно-технические, учебные, культурные, военные термины, слова, связанные с религией (арабского происхождения). В настоящее время основным источником заимствования слов является русский язык. Кроме того, путём полного или частичного калькирования русских терминов создаются термины на собственном материале: бзэщIэныгъэ – языкознание, щыIэцIэ – имя существительное и др.

1. На карте административно-территориального деления Кавказа рассмотрите территорию Северно-го Кавказа, найдите и покажите все республики, входящие в состав района.

В состав Северного Кавказа входит 10 субъектов Федерации, среди них 7 респуб-лик: Республика Адыгея (столица Май-коп), Карачаево-Черкесская республика (Черкесск), Кабардино-Балкарская рес-публика (Нальчик), Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ), Респуб-лика Ингушетия (Магас), Чеченская рес-публика (Грозный), Республика Дагестан (Махачкала).

2. Определите, к каким языковым семьям и груп-пам относятся народы Северного Кавказа. Какие из них наиболее близки и родственны друг другу по языку?

Северный Кавказ — самый многонацио-нальный район России, здесь проживает несколько десятков народов, 8 из них об-разуют самостоятельные субъекты Феде-рации. Для выполнения задания исполь-зуйте политико-административную карту.

Народ Языковая семья Языковая группа
Осетины Индоевропейская Иранская
Ингуши Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Чеченцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Аварцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Даргинцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Лакцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Лезгины Северокавказ-ская Нахско-дагесганская
Кумыки Алтайская Тюркская
Ногайцы Алтайская Тюркская

3. Приведите примеры материальной культуры горских народов (постройки, одежда, пища), кото-рые определены особенностями природы.

В тексте параграфа приводятся приме-ры башенных поселений ингушей, народ-ных промыслов Дагестана (чернение по серебру, гравировка, филигрань).

Вы, наверное, видели в кинофильмах национальную одежду народов Кавказа — бурку. Это войлочный плащ темного цве-та, который защищает и от ветра, и от хо-лода, и от жары. Пастухам бурка заменя-ла палатку, а в XIX — середине XX в. вхо-дила в обмундирование отечественной кавалерии кавказских соединений и час-тей. Национальное блюдо кавказских народов — шашлык — широко распро-странилось теперь по всему миру.

4. Вы часто слышали, наверное, как люди в поже-ланиях друг другу говорят о «кавказском долголе-тии». Выскажите свои суждения о природе феноме-на долгожительства у кавказских народов. Материал с сайта

Феномен кавказского долголетия чаще всего объясняют хорошим горным возду-хом, обилием фруктов, наконец, спокой-ным ритмом жизни, иногда называют и своеобразные «эликсиры» — кисломолоч-ные продукты: мацони, кумыс. Не менее важными, однако, являются и особеннос-ти жизненного уклада горцев, социальной организации и культуры. Когда младшие поколения с утра до ночи возносят хвалу главам многочисленных семей, окружа-ют их всесторонним почетом и помощью, то старики и впрямь пребывают в состоя-нии несокрушимой уверенности в значи-мости их персоны. Забота о пожилых лю-дях не может не сказаться на продолжительности их жизни. Кстати, и в Япо-нии — мировом лидере по продолжитель-ности жизни (81 год) — попечение о ста-рых родителях возлагается на плечи стар-ших сыновей или мужей старших дочерей в качестве обязательного социального тре-бования.

Несмотря на то что жизнь населения за-кавказских республик существенно ос-ложняют вооруженные конфликты, сти-хийные природные явления, средняя про-должительность жизни в республиках Северного Кавказа выше, чем в России в целом. Например, в Кабардино-Балкарии она составляет 68,7 лет, в Ингушетии око-ло 70 (по России — 65,1).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • народные промыслы северной осетии сочинение
  • сочинение народах северново кавказа
  • народы северного кавказа кратко
  • доклад на тему одежда народов дагестана
  • сочинение: народы разные республика одна

По наиболее распространённой теории в неё входят две группы: адыго-абхазская и нахско-дагестанская. Академики Старостин и Николаев в 80-ые годы 20 века произвели реконструкцию прасеверо-кавказского языка через восстановление промежуточных состояний (пралезгинского, праашуйского, пранахского и др.) было выявлено 800 общих корней и замечено 60% совпадений в 100-словном списке базовой лексики. У нахских и дагестанских языков были выявлены четкие фонетические соответствия и чередования звуков. По современной классификации северо-кавказская семья является частью древней хатто-алародийской семьи и имеет в настоящее время две ветви: ашуйскую и нахско-дагестанскую, делящиеся в свою очередь на группы. Ашуйская ветвь более однородна и различия между её языками не столь велики, как внутри нахско-дагестанской ветви, в которой выделяют три группы: западную (нахская и аваро-андо-цезская подгруппы), центральную (лакская и даргинская подгруппы), восточную (лезгинская и хиналугская подгруппы).

Сино-Кавказская макросемья.
В IX-VIII тыс. до н.э., уже после начала распада ностратической макросемьи, произошло деление т.н. сино-кавказской (дене-кавказской, протохурритской, карийской, китайско-кавказской, палеоевразийской) общности, дислоцированной от Малой Азии и Балкан до Памира. Её соседями были ностраты, заселявшие Иран, Среднюю Азию, Аравию, Междуречье. Антропологически сино-кавказцы были протобалкано-кавказского типа (характерного для горных районов), а ностраты – протосредиземноморского (характерного для равнин и степей).
Стоит обратить внимание на тот факт, что сино-кавказская макросемья является более гипотетической, чем ностратическая, т.к. слишком велико географическое расстояние между крайними точками ареала: Калифорнией и Страной Басков.
История распространения сино-кавказских языков выглядит приблизительно следующим образом.
… Обособление основных протоязыков, исходящих из южноевропеоидного ствола, произошло в районе 15-12 тыс. до н.э. на Ближнем Востоке. Их образовалось три: сино-кавказский, ностратический и афразиатский, причем два последних были более близки между собой, чем к первому. Не исключено существование в то время и других протоязыков, которые в будущем бесследно исчезли (к ним можно отнести «банановые» языки Междуречья и шумерский, хотя последний часто сближают с сино-кавказским). К особенностям сино-кавказских языков относят сложную глагольную морфологию, которая образуется по схожим принципам, и эргативное построение предложений, противопоставляемое номинативной конструкции ностратических языков.
Расселение ностратов по Средней Азии и Ирану разделило сино-кавказцев на три зоны: восточную, западную и северную, между которыми располагалась урало-дравидо-алтайская ностратическая общность. Наиболее обособленной была северная, образовавшаяся ещё в 9 тыс. до н.э. одной из первых.
Северные сино-кавказцы (прото-на-дене) под напором ностратов двинулись в Сибирь, откуда вместе с ностратическими протоэскоалеутами проникли на Аляску в 5 тыс. до н.э., после чего их пути разошлись. Антропологически на-дене относятся к тихоокеанскому типу американских индейцев, который имеет европеоидные элементы, что может косвенно служить подтверждением сино-кавказской гипотезы и принадлежности языков на-дене и некоторых других языков Северной Америки к СК макросемье. Генетически у на-дене обнаруживается сходство с байкальской расой и значительная европеоидная составляющая при ослабленности монголоидных черт (средний рост, брахикефалия, развитый воолосяной покров, прямоугольное широкое лицо, широкий выпуклый нос, плоский затылок, светлая кожа), а лингвистически устанавливаются параллели с енисейскими языками и языками Восточной Азии (тональная фонология, присутствующая в кетском и китайско-тибетских). В семью на-дене входят языки атапасков (навахо, апачи и др. племена, проживающие от Аляски до Мексики, причем южные территории были освоены в Средние века), тлингит, хайда и эйяк, а также возможно салишские языки мосан и вакашей, часто включаемые в алгонкино-мосанскую семью, но имеющие смешанный характер. Язык навахо является не только разговорным и живым, но и развивающимся.
Языки чукотско-камчатской семьи структурно не имеют аналогов на Евразийском континенте и рассматриваются как одна из ветвей северо-американских индейцев (вероятно алгонкинов), переселившаяся в Евразию в 5-4 тыс. до н.э. Ительмены были народом, который в ходе длительных контактов с чукчами и коряками перенял их антропологические черты и элементы языка, образовав т.н. чукотско-камчатский языковый союз.
Восточные сино-кавказцы были вынуждены передвигаться на восток к Тихому океану. Их путь пролегал через Уйгурию, Джунгарию в бассейн реки Хуанхэ. Первоначально они селились обособленно, однако в 6 тыс. до н.э. наметился раскол на тибетско-бирманскую, китайскую и кетскую группы. Протокеты, будучи на тот момент ещё европеоидами, двинулись вниз по течению Енисея, смешиваясь с местным монголоидным палеоазиатским населением байкальского типа, формируя особый енисейский антропотип.
Прото-тибето-бирмано-китайцы на реке Хуанхэ и в районе Монголии оформились в протокитайский расовый тип при участии австронезийской составляющей. Этот тип получил последующее развитие в Корее (тунгусские и южномонголоидные элементы) и в Тибете (центральноазиатские и южномонголоидные элементы).
Япония, Курилы, Приморье, Камчатка, Сахалин находились в зоне смешения австралоидного компонента индо-тихоокеанской макросемьи, постепенно вытесняемого австронезийскими языками. Из осколков индо-тихоокеанцев можно отметить нивхов, айнов, ительменов. Эти народы занимают обособленное лингвистическое положение, однако тяготеют к ю.в. Азии, а в расовом отношении у них имеется явная австралоидная примесь.
Автронезийские и паратайские языки были до н.э. распространены по всему Дальнему Востоку и в Северном Индокитае. В Тибете, Бирме, Гималаях, Индии (в додравидийскую эру) проживали носители мяо-яо и австроазиатских языков. Эти языковые семьи группируются в австрическую макросемью, распад которой произошел в 9-8 тыс. до н.э. на австро-тайский и мяо-австроазиатский протоязыки. В 7-6 тыс. до н.э. австро-тайский распался на паратайский и австронезийский языки, а мяо-австроазиатский на мяо-яо и австроазиатский. Последующее дробление произошло в 5-4 тыс. до н.э.
Носители прототибето-бирманского языка в 5-4 тыс. переселились в Тибет и Гималаи, ассимилировав незначительное местное австроазиатское и веддоидное (кусунда, прото-тари, прото-катманду, дхимал/киринти) население.
Протокитайцы двинулись в долину Хуанхэ к Тихоокеанскому побережью, где в 3 тыс. до н.э. возникло древнекитайское государство. Сначала китайский язык в австрическом окружении не играл никакой роли, но после возникновения письменности ареал китайского языка расширился. Китайцы ассимилировали австронезийское население, а китайский язык приобрел тональный характер (для тибето-бирманских это мало характерно). Австронезийские племена пришли в движение и стали мигрировать на юг – в Индонезию и на острова Тихого океана. Им на смену в южнокитайские горы стали проникать мяо-яо и таи-кадайцы. Последние народы и их языки в значительной степени были китаизированы и в 20 веке по некоторым соображениям («одна страна-один народ») относились к китайско-тибетской семье.
Западные сино-кавказцы были предками бурушаски, басков и хатто-хурритов.
Предки басков мигрировали в Западную Европу в 8 тыс. до н.э. через Центральную Европу. Протобаски и родственные им народы жили в Испании, Франции, Италии, на Британских островах вместе с палеолитическими обитателями этого региона.
Оставшиеся в Малой Азии сино-кавказцы разделились в 6 тыс. до н.э. на хатто-ашуйскую и хуррито-урартскую группы (алародийскую), которые стали развиваться автономно, но четкой локализации этих групп не произошло. Хатто-ашуйцы изначально жили на севере Малой Азии, безусловно на востоке Балкан. На Днепре зафиксированы топонимы северо-кавказского происхождения, а археологическая культура востока Балкан имеет потомственные аналоги на западном Кавказе, куда носители празападнокавказского языка проникли в 3-2 тыс. до н.э. через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы впоследствие смешались с индоевропейскими народами, образовав этнос киммерийцев (антропологически – понтийский тип, лингвистически – фракийский язык с адыго-абхазскими элементами). К приходу индоевропейцев на западе Балкан уже произошло формирование динарского расового типа, а вот на нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в формировании нижнедунайского и византийского типов понтийской ветви, которая распространилась вокруг Черного моря. В понтийской расе сочетаются средиземноморские и динарские черты.
Древнейшие города-государства хаттов возникли в III-II тыс. до н.э. (Пурусханда, Амкува, Куссара, Хаттуса, Каниш, Анитту) на востоке Малой Азии и были захвачены индоевропейскими народами анатолийской группы во II-I тыс. до н.э., которые объединили хаттские города в единое государство.
От алародийского массива в IV-III тыс. до н.э. отделилось несколько групп. Одна из них двинулась на запад Малой Азии (карийцы, троянцы, лелеги), на острова Эгейского моря (лемноссцы/синтии, лесбийцы, крито-микенцы, протокиприоты, филистимляне), на Балканы (пеласги), а во II тыс. до н.э. и Апеннины (реты, тирренцы). Этруски являлись потомками троянцев, изгнанных в 1240 г. до н.э. греками. Другая заселила горные районы Северного Кавказа, смешавшись с палеолитическим населением – предки нахско-дагестанских народов. Жители Малого Кавказа и Армянского нагорья делились на два родственных народа: урартов (язык был единым и не имел диалектного членения) и хурритов (6 диалектов). На языке близком урартскому говорили в городе Угарит и в государстве Митанни. Впоследствии Митанни было захвачено индоарийцами, а Угарит – семитами.
По поводу принадлежности бурушаски к западным или восточным сино-кавказцам идут споры, но известно лишь, что они появились в Кашмире раньше индоарийцев и не контактировали с дравидами. Иногда бурушаски группируются с кетами в карасукскую семью.
Принадлежность исчезнувших языков Индии (кусунда, нахали, прото-тару, прото-катманду, прото-нилгири, прото-дхимал/киринти) к сино-кавказской макросемье весьма спорно. Эти языки имеют много большего с веддоидными, андаманскими и языками папуа, входящими в индо-тихоокеанскую макросемью. Из общих черт можно отметить удвоенные согласные почти в каждом слове (это т.ж. характерно для южных дравидских языков, возникших на подобном субстрате). Устоявшееся отнесение нахали к языкам мунда, базируется на том, что сейчас немногие выжившие нахали говорят на языке австроазиатской семьи. Кусунда полностью перешли на гималайский язык китайско-тибетской семьи. Однако полностью исключить былое присутствие в Центральной Индии сино-кавказских языков нельзя.
Обособление хаттов от хурритов было настолько велико, что при изучении генетических связей было обнаружено, что хаттский язык имеет чёткие пересечения с адыго-абхазскими и картвельскими, но не имеет почти ничего общего с нахско-дагестанскими и хурритскими. В свою очередь, наблюдаются чёткие схождения нахско-дагестанских языков с хурритскими (порядка 100 общих корней) – с одной стороны, и адыго-абхазскими – с другой, а т.ж. точки соприкосновения с чадскими языками афразийской (макро)семьи. Язык хаттов являлся, к тому же, связующим звеном между сино-кавказскими и ностратическими (в ч. картвельской группой).
Характерной чертой древних сино-кавказских языков (вкл. баскский и, отдалённо родственный сино-кавказской макросемье, шумерский язык) является их эргативно-агглютинативный типологический строй.
Пример лингвистической классификации: место русского языка
Время расхождения языков
Лингвистическая категория
Пример категории
Уровень взаимопонимания
Более 4000 лет назад
Макросемья (фила)
Ностратические языки
Родство языков доказывается лишь путем сравнения реконструируемых праязыков
3000 – 4000 лет
Семья языков
Индоевропейская семья

2000 – 3000 лет
Ареал и диалектная группа
Ареал «Сатем»
«Северная» диалектная группа
Родство языков может обнаружить только специалист
1500 – 2000 лет
Ветвь семьи языков
Славяно-балтийская ветвь
Общение невозможно, но при изучении обнаруживаются общие слова и правила
1000 – 1500 лет
Группа языков
Славянская группа
Отдельные знакомые слова и фразы
500 – 1000 лет
Подгруппа языков
Восточная подгруппа
Отдельные случаи взаимонепонимания
200 – 500 лет
Языки
Русский язык
Свободное общение, за редким исключением
Менее 200 лет назад
Диалекты и говоры
Южный диалект
Alexice Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2007

Коды языковой группы ISO 639-2 : ISO 639-5 : См. также: Проект:Лингвистика

Северокавка́зская семья́ - гипотетическая семья , предложенная С. А. Старостиным в 1980-х годах. Под этим названием объединяются две языковых семьи, абхазо-адыгская и нахско-дагестанская . Объединение отвергается многими лингвистами. С первыми С. А. Старостин сближает хаттский язык , а со вторыми - хуррито-урартские языки .

Гипотеза Старостина

Некоторые совпадения на уровне лексики отмечены давно, но лишь недавно появились первые попытки научно это обосновать, в частности С. А. Старостиным . Однако у Старостина имеется много оппонентов, особенно в зарубежной лингвистике [кто? ] .

Ранее предполагалось, что северокавказская семья вместе с картвельскими языками образует так называемую «иберийско-кавказскую» общность , однако ныне эта точка зрения отвергнута практически всеми лингвистами . Наличие ряда общих черт между указанными семьями языков сейчас принято объяснять длительным тесным контактом, что позволяет говорить о кавказском языковом союзе .

Группа лингвистов во главе со Старостиным С. А. сделала следующие выводы :

  • распад сино-кавказской макросемьи произошёл в 8-м тысячелетии до н. э.
  • распад северокавказской семьи на нахско-дагестанские и абхазо-адыгские языки произошёл примерно в середине 6-го или начале 5-го тысячелетия до н. э.

По мнению значительной части лингвистов и археологов (Сафронов, Чайльд, Монгайт, Брей-Трамп и др.), северокавказская языковая семья оказала существенное влияние на следующие археологические культуры : культура Старчево-Криш , культура Кёрёш , культура Караново , культура линейно-ленточной керамики , железовская культура (Восточная Австрия), культура Альфёльд (от Мароша и вдоль Тисы достигает Восточной Словакии), культура Бюкка (буковогорская, вдоль Верхней Тисы в горах Бюкка в Северной Венгрии и в Восточной Словакии), культура Тисы (бассейн Тисы), культура накольчато-ленточной керамики , трипольская культура , культура Боян , буго-днестровская культура .

Напишите отзыв о статье "Северокавказские языки"

Примечания

Литература

  • Diakonov I.M., Starostin S.A. Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Languages. Münchener Studien zur Sprachwissenschaft, R. Kitzinger, München 1986.
  • Дьяконов И. М., Старостин С. А., Хуррито-урартские и восточнокавказские языки// Сб. «Древний Восток. Этнокультурные связи», стр. 164-208. Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1988.
  • Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М. 1963.
  • Дьяконов И. М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) // Сб. Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995.
  • Старостин С. А., Николаев С. Л. Севернокавказские языки и их место среди других языковых семей Передней Азии//Сб. Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1984.

Ссылки

  • S. L. Nikolayev, S. A. Starostin. 1994.

Отрывок, характеризующий Северокавказские языки

– То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые!
– То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши.
– Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер.
– Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой.
– Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант.
– Осьмнадцатой.
– Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете.
– Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал.
Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то.
– Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов!
– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон.
И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.
Причина путаницы заключалась в том, что во время движения австрийской кавалерии, шедшей на левом фланге, высшее начальство нашло, что наш центр слишком отдален от правого фланга, и всей кавалерии велено было перейти на правую сторону. Несколько тысяч кавалерии продвигалось перед пехотой, и пехота должна была ждать.
Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом.
Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах.
В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа.
Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела.

Николай Иванович Бондарь
этнограф, кандидат исторических наук, работает на историческом факультете Кубанского государственного университета.

Занимается проблемами этнографии и фольклора Кубани.

СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ*

*(Существуют два вида лингвистической классификации: морфологическая (по грамматическому строю) и генеалогическая, в основу которой положены родственные связи между языками. Поскольку язык является одним из основных этнических признаков, генеалогическая классификация позволяет выявить общность происхождения народов, их родство или же исторические связи.

Все языки, между которыми наблюдается хотя бы отдаленное родство, объединяются в одну семью. Насчитывается несколько десятков крупных языковых семей. Каждая семья делится на ветви, или группы, в некоторых крупных семьях выделяются также подгруппы. Они, в свою очередь, распадаются на отдельные языки, а языки - на диалекты и говоры.)

К ней относятся автохтонный этнос этого региона - адыгейцы (самоназвание адыге), а также близкородственные им кабардинцы и черкесы. По конфессиональной принадлежности они мусульмане-сунниты. Адыгейский язык принадлежит к абхазо-адыгской ветви северокавказской семьи языков.

Более или менее достоверные источники о численности адыгов в прошлом столетии отсутствуют, но имеются сведения о том, что в 1867 году, после переселения значительной части горцев в Турцию, в Кубанской области их оставалось свыше 75 тысяч человек. Согласно переписи 1989 года, в Краснодарском крае, в том числе В Адыгейской автономной области, проживает 116 067 представителей этого этноса (в 1979м- 102 972). Часть края является их этнической территорией, то есть именно здесь происходило формирование адыгейского народа. Этническая история его до конца не изучена и имеет, очевидно, очень древние корни. По крайней мере, выявленные лингвистические параллели между протокитайско-тибетскими и протосеверокавказскими языками, а также между последними и одним из древнейших языков Малой Азии - хаттским и языком североамериканских индейцев надене требуют дополнительных исследований, как и более поздняя история адыгов.

В период складывания современной этнической карты края, в XVIII-XIX веках, внутри адыгского этнолингвистического массива интенсивно протекали очень сложные этногенетические процессы: перекраивались этнические территории, исчезали одни объединения и появлялись другие, стирались локальные особенности и выделялись крупные субэтносы, подчинявшие соседей, одним словом, шло формирование нового этноса3. Борьба европейских держав и Турции за обладание Кавказом и последовавшая эмиграция адыгов в пределы Османской империи нарушили естественный ход событий. Однако эти же обстоятельства, а также постепенное включение Западного Кавказа в экономическую жизнь России в конечном итоге способствовали ускорению консолидации и образованию нового адыгского этноса - адыгейцев.

Культура этого народа богата и самобытна. Она привлекала внимание исследователей и до революции. Уже тогда были по достоинству оценены ее разнообразный жанровый состав и значение. «Поэзия - жизнь, душа, память бытия древних черкесов, живая летопись событий в их земле. Она управляет их умом и воображением в домашнем быту, на съездах народных, в увеселениях, печали, встречала их рождение, сопровождала от колыбели до могилы их жизнь и передавала потомству дела»,- писал историк и просветитель прошлого столетия Хан-Гирей.

Один из наиболее ярких жанров народной культуры адыгов - героический эпос Нарты. В семитомном его издании опубликовано 705 песенных и прозаических текстов с вариантами. В прошлом исполнителями нартских сказаний были джэгуако - народные сказители, пользовавшиеся большим авторитетом и уважением среди горцев. Главные герои эпоса - Сосруко (Саусырыкъуэ), Орземес, Батрэз, Ашамез, Бадиноко и другие - совершают подвиги, избавляя народ от врагов, добывают огонь, вступают в своеобразные поединки с великаном- иныжем, являются выразителями этических норм и нравственных ценностей адыгов.

Традиции эпоса нашли продолжение и в несколько иной поэтической форме - исторических песнях, причем истоки их, очевидно, уходят в глубь времен. Не исключено, что в них запечатлены такие далекие события, как борьба с готами («Даосын Басхан») и аварами («Бай-кан-хан»). По крайней мере, историзм более поздних произведений (XI-XVI веков) сомнения не вызывает, так как подтверждается и другими источниками (например, песнь о поединке касожского и русского князей Редеди и Мстислава Удалого - «Сагише о Ридаде»). Создание исторических песен продолжалось и в первой половине XIX века, и в последующие годы.

В целом песенно-музыкальный фольклор адыгов не только разнообразен, но и в ряде случаев уникален. Особенно это относится к обрядово-магической поэзии, то есть песням, связанным с проведением различных обрядов и магических действ: охота, врачевание, вызывание дождя и т. п. Наиболее оригинальны так называемые «колыбельные для старцев»: согласно преданию, некогда люди жили очень долго, стариков, впадавших в детство, укладывали в колыбели и, укачивая, исполняли им эти песни.

Своеобразным песенным жанром являются хохи - торжественные здравицы в связи с тем или иным важным событием и гыбза - песни-плачи. Многожанрова и фольклорная проза: сказки (волшебные, о животных, бытовые), сказания, предания, легенды... Важную роль в жизни адыгейцев играют загадки, скороговорки, пословицы и поговорки. Они глубоки по содержанию, нередко ироничны, а смысл их понятен человеку любой национальности: «Если встретил дурака, то отдай ему шапку и уходи»; «Лучше доброе оружие, чем плохой попутчик»; «Кто выращивает лес, тот не всегда видит при жизни плоды своего труда»; «Медведю кажется, что волк слишком лохмат»; «Старый друг не становится старым врагом»...

Не все, наверное, знают, что у адыгов существовал фольклорный театр в различных его формах: театр одного актера, театр теней и, вероятно, кукольный. Красочные и сложные календарные и производственные праздники и обряды в настоящее время сохраняются в основном в памяти старожилов, а в прошлом сопровождали выход в поле и возвращение с пахоты, начало сева, уборку урожая, выгон скота на летнее пастбище и были связаны с божествами - покровителями земледелия (Тха-гиледжем), скотоводства (Амышем и Ахыном), кузнечного ремесла (Тлепшем), охоты и леса (Мезитхой), громовержцем Шибле и другими.

Очень своеобразны обряды жизненного цикла: родильный, похоронный, свадебный.

Можно ли представить свадьбу без участия жениха и невесты? Для адыгов это было нормой. Невесту не сразу перевозили в дом родителей жениха. Первые месяцы после замужества она обычно находилась в доме аталыка - воспитателя мужа, в отдельной комнате, а супруг посещал ее ночью, тайком, чаще всего проникая в дом через окно, чтобы никто не видел. Сам он также не жил в это время в своем доме, а скрывался у кого-нибудь из родных. Новобрачные не должны были показываться на глаза родственникам, и только лишь после «малой» совершалась «большая» свадьба, когда молодых принимали в дом родителей мужа.

Для адыгейцев, так же как и для некоторых других народов, характерен обычай избегания, однако здесь он существовал в более выраженной и жесткой форме. Шире был и круг лиц, на которых распространялось действие обычая. Его соблюдала не только невестка по отношению к родственникам мужа, особенно его отцу и деду, но и муж по отношению к родителям жены, сами супруги по отношению друг к другу, отец и малолетние дети между собой. Как правило, муж и в своем доме, спустя год после «большой» свадьбы, посещал жену лишь ночью и тайком. Молодые не появлялись вместе на людях и при родственниках не разговаривали друг с другом, зять не мог присутствовать на похоронах тестя и тещи.

Немало интересного и в других сферах традиционной культуры адыгейцев - аталычестве, этикете, обычаях гостеприимства... Многое, конечно, ушло или уходит из быта, однако многое сохраняется, даже возрождается, проявляясь в повседневном и праздничном общении и поведении.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Неизвестный хищник терроризирует Украину Неизвестный хищник терроризирует Украину О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу