В помощь аттестующимся «Отчет об инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты В образовании форма экспериментальной или инновационной деятельности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1

Инновационный процесс в образовании представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическая идея превращается в образовательное нововведение. Инновационная деятельность - это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей и содержания образования, средств, методов и форм обучения, системы управления и т.п.

В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия нововведения. Основным результатом поискового этапа является сформулированная инновационная проблема, цели и задачи нововведения. Далее следует инновационный проект намеченных преобразований. На этапе реализации инновационная деятельность включает в себя следующие действия: программно-сценарное, организационно-управленческое, экспериментально-оценочное и оформительско-трансляционное. В процессе рефлексии происходит соотнесение полученных результатов с поставленными целями; полученный продукт сопоставляется с его изначальным образом (моделью). Рефлексивный этап инновационной деятельности выполняет функцию обратной связи.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идеи в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.

В инновационном процессе различают четыре взаимосвязанных вида деятельности: методологическая, исследовательская, педагогическая и учебная.

Методологическая деятельность направлена на разработку методологии инновационного процесса; она выполняется методологом.

Исследовательская деятельность, выполняемая ученым, направлена на изучение деятельности преподавателей и учащихся. Продуктом его деятельности является педагогическая инноватика (описание педагогической деятельности преподавателя в рамках инновации).

Педагогическая деятельность преподавателя - инноватора направлена на организацию учебной деятельности обучающихся. Продукт его деятельности - образовательный процесс, в который вводится новшество (инновационный образовательный процесс).

Учебная деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками, на развитие личности в условиях инновации.

Инновационные изменения в системе образования нашей страны идут по следующим направлениям: изменение целей и содержания образования на всех ступенях, начиная от детского сада; приведение их в соответствие гуманистическим ориентирам и требованиям времени; разработка и реализация новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, разработка и внедрение новых образовательных технологий; информатизация всей системы образования; внедрение профильного обучения в средней школе; применение методов и форм индивидуализации обучения; создание условий для самоопределения и творческого развития личноcти в процессе обучения; создание и развитие творческих инновационных коллективов образовательных организаций; сочетание образовательного процесса с исследовательской работой преподавателей, студентов и многое другое.

Ввиду многоаспектности инновационной деятельности в образовании ограничимся рассмотрением только одной проблемы - вопросов разработки современной технологии обучения.

Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что педагогическая технология связана системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки цели до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Педагогическую технологию следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом. Современная технология обучения представляет собой системный подход проектирования, реализации, контроля, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения.

Структурными составляющими технологии обучения являются: цели и содержание обучения; методы и средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; студенты и преподаватели; результат обучения.

К педагогическим технологиям предъявляются следующие общие требования:

Трансформация содержания образования в целостный проект деятельности, которой должны овладеть обучающиеся; этот проект включает в себя характеристику ориентировочной основы деятельности, ее мотивационное и операционное обеспечение;

Представление проектируемой деятельности в процессуальной форме (в виде системы задач или задачных ситуаций, обеспечивающих последовательную ориентировку в некоторой предметной или ценностной сфере);

Представление способов решения задач из данной предметной сферы;

Построение обучения в виде достаточно жесткой последовательности учебных действий и ситуаций;

Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, ролей, связей, сюжетно-игровых линий, развертывающихся на протяжении технологизируемого фрагмента учебного процесса;

Мотивационное обеспечение технологий на основе создания возможностей самореализации студентов;

Использование материально-технических факторов, информационных средств и программных продуктов, способствующих эффективному развитию учебно- воспитательной ситуации.

Теоретической основой новой технологии обучения выступают: деятельностный, компетентностный и исследовательский подходы, а также концепция личностно-ориентированного обучения. Назовем эту технологию интегративной, поскольку она интегрирует множество подходов.

В основу методологии интегративной технологии обучения, прежде всего, следует заложить деятельностный подход. Как известно, психологическая структура деятельности включает в себя предмет, цели, мотивы, и средства деятельности, действия и операции, а также результат деятельности. Предметом совместной деятельности преподавателя и обучающихся выступает содержание изучаемых дисциплин: понятия, законы, принципы, правила, задачи, проблемы и другие учебные элементы. Цели и содержание обучения отражаются в образовательных стандартах, учебных программах и учебниках. В интегративной технологии обучения проектируется совместная деятельность преподавателя и учащихся, направленная на решение учебных задач и проблем, в процессе решения которых, учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в учебных программах. Учебно-познавательная деятельность обучающихся органически должна сочетаться с исследовательской, коммуникативной, практической и другими видами деятельности, направленными на формирование и развитие компетенций, предусмотренных ФГОС.

При определении целей и содержания обучения следует опираться на компетентностный подход. В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения в основу целей обучения закладываются компетенции, которые уточняются через знания и действия, подлежащие усвоению. Одна из основополагающих целей подготовки специалиста в вузе - формирование его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность включает систему знаний, умений и навыков, способностей, позволяющих специалисту квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, а также качества личности, дающие ему возможность успешно решать определенный класс профессиональных задач.

Компетентность молодого специалиста включает в себя социально- личностные, общенаучные, экономические, организационно-управленческие и специальные компетенции. Развернутое описание этих компетенций в форме перечня знаний, умений и способностей по той или иной специальности становится содержанием ФГОС нового поколения.

Кроме того, в составе профессиональной компетентности специалиста необходимо выделить профессиональную направленность: интерес к профессии, готовность к профессиональной деятельности, стремление применять свои знания, умения, способности в избранной профессии.

Одним из инновационных подходов к образованию является исследовательский подход, который направлен на развитие у учащихся умений и навыков научного поиска, на формирование и развитие творческих способностей (креативности). Исследовательским можно назвать такой вид обучения, когда изучение и усвоение знаний, умений и навыков осуществляется в процессе исследовательской деятельности учащегося под руководством педагога.

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления человека к самостоятельному изучению окружающего мира. При исследовательском обучении учебный процесс осуществляется на основе самостоятельного поиска учащимся новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение предполагает усвоение новой информации путем организации исследовательской деятельности учащихся. В психологическом плане учебно-познавательная деятельность обучающегося при определенных условиях приближается к исследовательской деятельности ученого. Разница в том, что учащийся в процессе обучения добывает знания, являющиеся новыми субъективно (для него), а ученый добывает новые знания путем исследований в соответствующей отрасли науки (для общества).

В современной теории исследовательского обучения выделяются три уровня его практической реализации:

Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащимся;

Преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения учащиеся ищут самостоятельно;

Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.

Исследование - всегда творчество, и в идеале представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Оно имеет чрезвычайно важное значение в развитии творческих способностей учащихся в процессе обучения. Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками.

В традиционной системе обучения в качестве содержания образования выступает учебная информация, подлежащая усвоению, а также способы действий по применению усвоенных знаний. При исследовательском подходе в основу содержания обучения закладываются не только знания и умения, но и серия проблемных задач, в процессе решения которых у учащихся развиваются творческие способности.

Одним из современных типов развивающего обучения является личностно-ориентированное обучение. В этом случае обучение понимается как совместная деятельность преподавателя и учащегося, направленная на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств в образовательном процессе..

Личностно ориентированное образование следует рассматривать как организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с потребностями, интересами, склонностями и способностями студентов, с учетом требований социума к нравственному, интеллектуальному и профессиональному уровню подготовки будущих специалистов. Речь идет об образовании, которое ориентируется не только на знания, умения и навыки, а главным образом на личность и жизнедеятельность учащегося, т.е. на его нравственный облик, культуру, мировоззрение, интересы, интеллект (качество ума), отношения, эмоции, здоровье и образ жизни.

Личностно-ориентированный подход рассматривается как построение педагогического процесса, ориентированного на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида. Наряду с опытом усвоения и применения знаний, способами решения задач и творческим опытом студент должен овладеть опытом «быть личностью».

Что значит быть личностью? Личности присущи следующие свойства и линии поведения:

Осознанный выбор профессии;

Нравственная воспитанность и культура;

Социальная ответственность;

Стремление к самореализации, к социальному признанию;

Рефлексивное сознание;

Ценностные ориентации;

Избирательное отношение к окружающему миру; личная позиция;

Стремление к самообразованию, саморазвитию;

Поиск жизненного смысла;

Индивидуальность, уникальность.

Образовательный процесс в целом и технология обучения в частности опираются на определенную систему принципов. Принципы интегративной технологии обучения должны опираться на общие закономерности, установленные психолого-педагогической наукой, и одновременно выражать специфические закономерности. Как известно, в педагогике разработана система дидактических принципов, включающая такие принципы, как: единство обучения и воспитания; научность обучения; связь теории с практикой; системность обучения; сознательность и активность учащихся; наглядность обучения; прочность знаний. Проектирование и реализация любой технологии обучения опираются на эти принципы. Однако в интегративной технологии обучения необходимо выделить и специфические принципы. Поскольку она сочетает в себя различные концепции, подходы и методы обучения, то должна строиться на следующих дидактических принципах: модульности; индивидуализации; гибкости; сотрудничества (паритетности); обратной связи.

Принцип модульности предполагает использование в процессе обучения модулей как основного средства усвоения обучающимися содержания учебного материала. В соответствии с этим принципом обучение строится по модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Под модулем следует понимать автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины. Содержание каждого модуля включает следующие структурные элементы:

Дидактические цели, трансформирующиеся в целевую программу действий для обучающихся;

Собственно учебный материал, структурированный на учебные элементы;

Методическое обеспечение процесса усвоения знаний, умений и навыков (методы и средства обучения, планы всех видов занятий, задания для самостоятельной работы, тесты и т.д.);

Информацию о возможных способах освоения содержания учебного модуля и методах контроля и самоконтроля результата учебно-познавательной деятельности студентов.

Принцип индивидуализации обучения означает необходимость создания условий для формирования и развития индивидуально-психологических качеств личности учащегося, возможность выбора целей, содержания, форм и способов организации учебной деятельности, а также учиться в индивидуальном темпе. Для индивидуализации содержания обучения необходима диагностика исходного уровня знаний обучающихся и на этой основе определение их потребностей в знаниях. Диагностика должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно было построить индивидуализированную структуру конкретного модуля. Этот принцип предполагает также вариативность методов и средств, гибкость системы контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Принцип гибкости требует построения учебной программы таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемых. Кроме того, этот принцип как стержневая характеристика интегративной технологии обучения означает способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и научно-техническим условиям.

Принцип сотрудничества требует субъект-субъектного взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем. Он предполагает сотрудничество между преподавателем, выступающим в роли консультанта-координатора, и обучающимися, самостоятельно усваивающими учебный материал модуля. Сотрудничество (кооперация) - это совместная работа нескольких человек, направленных на достижение общих целей. Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы для того, чтобы, работая вместе, они достигли больших успехов, чем при индивидуальной работе. Учебное сотрудничество создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели (совместное решение учебной задачи, анализ ситуации, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проекта, написание отчета, обсуждение и решение проблемы, выпуск газеты и т.д.).

Принцип реализации обратной связи обеспечивает управление учебным процессом путем создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала каждого модуля. Обратная связь в процессе обучения - это информация о результате учебно-познавательной деятельности обучающихся, на основе которой принимается решение о дальнейшем этапе обучения.

Кроме того, интегративная технология обучения должна опираться на принципы личностно-ориентированного обучения: самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

Принцип самоактуализации. В каждом человеке существует потребность в актуализации и реализации своих интеллектуальных, коммуникативных, физических и других способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности обучающегося. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал полномочиями в выборе целей, содержания форм и способов организации образовательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальное и коллективное творческая деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности каждого учащегося. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности студента, стимулирует осуществление дальнейшей работы по самосовершенствованию личности.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от авторитарного стиля в педагогической деятельности. Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания учащегося.

Учебный материал должен быть субъективно значим для обучающегося; организация его учебно-познавательной деятельности должна учитывать актуальный уровень его развития;

Систематически стимулировать обучающегося к самоценной образовательной деятельности, которая переходила бы в самообразование, саморазвитие;

Учебный материал следует организовать таким образом, чтобы у учащегося оставалось право выбора (возможность выбора учебных задач);

Всячески поощрять учащихся и стимулировать их к самостоятельному выбору наиболее приемлемых для них способов проработки учебного материала;

Не только оценивать конечный результат учебной деятельности, но и формировать самоконтроль самого процесса учения, активизировать рефлексию мышления.

Основной акцент делается не на передачу информации, а на организацию различных видов деятельности обучающихся. Меняется статус преподавателя: он становится менеджером учебного процесса. Меняется содержание образования: не информация о деятельности, а деятельность, основанная на информации..

Изменение целей, содержания и форм обучения оказывают существенное влияние на характер общения преподавателя и студентов, на атмосферу их взаимодействия (партнерство, равенство субъектов в образовательной деятельности, взаимная ответственность при принятии решения, положительный эмоциональный фон).

В современном образовательном процессе, исходя из целей и содержания образования, направленных на формирование той или иной компетентности, на развитие и воспитание личности будущего специалиста, в основу технологии образования необходимо закладывать практические действия обучающихся по решению соответствующих задач (проблем).

Наиболее эффективными методами в современной образовательной технологии являются: методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристические и исследовательские методы), групповые методы (метод «мозгового штурма», ситуационный метод, групповая дискуссия, игровые методы), метод проектов, метод моделирования, лабораторный эксперимент, вовлечение студентов в производительный труд во время практики и др.

При этом студент не получает готовых знаний, а добывает их; причем знания как таковые не являются целью образования, а становятся средством решения поставленных задач. Результатом такого обучения становится не только новые знания, но и умение их применять для решения задач. Активная учебно-познавательная и исследовательская деятельность студента способствует развитию его личностных качеств - способностей, ответственности, самостоятельности и др. В процессе совместной деятельности в группе развиваются его коммуникабельность, умение слушать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, вести дискуссию, убеждать других, уважать чужое мнение, сотрудничать с людьми. У отдельных студентов развиваются также лидерские качества.

В интегративной технологии обучения необходимо также предусмотреть применение электронных (компьютерных) средств. При электронном обучении, кроме традиционных средств обучения, в совокупности с компьютерами используется целый ряд новых средств, а именно: электронные издания учебников и учебно-методических пособий, информационно-справочные электронные издания, издания общекультурного характера, средства Интернет, виртуальные лаборатории и др. Все эти средства можно объединить под названием «компьютерные обучающие системы». Электронные издания, прежде всего, выполняют те функции, которые не могут выполняться книгой (например, управление учебно-познавательной деятельностью студентов, автоматизированный контроль их знаний и др.).

Библиографическая ссылка

Шарипов Ф.В. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 103-107;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11071 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Tамара Пономаренко
В помощь аттестующимся «Отчет об инновационной деятельности»

Уважаемые коллеги! Получила сообщения с просбой разместить отчеты для прохождения аттестации . Представляю отчеты педагогов , которые они вкладывают в аттестационное портфолио . Надеюсь некоторым этот материал будет полезен.

Отчёт

об инновационной деятельности воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка - детский сад №31 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Евтушенко Надежды Григорьевны

Педагогический коллектив МАДОУ центр развития ребенка – детский сад №31 работает по программе «Детство» , которая является программой нового поколения. Она предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности ребенка и сохранение психического и физического здоровья. Свою основную цель мы видим в обеспечении целостного подхода к организации работы по данному направлению.

С 2008 по 2012 год наш детский сад являлся муниципальной экспериментальной площадкой по теме : «Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности ".

Активно участвовала в экспериментальной работе ДОУ. Являюсь членом творческой группы «Поиск» , исполнителем проекта. В своей работе использую широкий диапазон инновационных , организационных и методических приемов. Владею информационно- техническими технологиями и применяю их в своей работе. Своей целью в интеллектуальном развитии своих воспитанников считаю создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.

Ознакомление дошкольников с многообразием мира профессий позволяет мне расширить осведомленность об окружающем мире и кругозор, формировать у детей познавательный интерес, элементарный опыт профессиональных действий, способствовать ранней профессиональной ориентации. В ходе экспериментальной деятельности разработала серию занятий по ознакомлению с профессиями, востребованными именно в нашем районе (доярка, строитель, швея, тракторист, повар и др.) .

Исследовательская и проектная деятельность воспитанников является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Поэтому активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций воспитанников. Разработала проект «Кулинарный поединок» , который направлен на ознакомление дошкольников с профессией повара, кулинара, позволил расширить осведомленность об окружающем мире и кругозор, сформировал у детей познавательный интерес, сформировал элементарный опыт профессиональных действий, способствовал ранней профессиональной ориентации.

В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников . В группе оборудована мини – лаборатория, в которых имеются различные центры.

Я провожу с детьми занятия с использованием игрового экспериментирования и собственно исследовательской деятельности , которые позволяют обеспечить детей арсеналом исследовательских действий, расширить их представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях

Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволила выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности , способствовала всестороннему развитию.

Компьютерные технологии – особое направление в работе с детьми, которое, способно помочь его развитию . Поэтому я апробирую использование интегрированных занятий, включающих мультимедийные средства. Мультимедийная презентация – это интерактивный способ представления информации по принципу «рассказываю и показываю» .

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

В данный момент коллектив продолжает работать в экспериментальном режиме. С июня 2012года детский сад является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Толерантность – дорога к миру» . Являюсь исполнителем проекта.

Воспитатель ___ Н. Г. Евтушенко

Заведующий МАДОУ

центр развития ребенка –

детский сад №31 ___ О. И. Голева

Старший воспитатель МАДОУ

центр развития ребенка –

детский сад №31 ___ Т. И. Пономаренко

До вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отсутствовали положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования. В частности, ст. 20 закона описывает экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования . Найти полезную информацию по этой теме вы легко сможете с помощью электронной системы "Образование" .

Экспериментальная и инновационная деятельность четко разводятся Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") как два различных вида деятельности, к которым предъявляются различные требования закона.

Часть 2 ст. 20 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" прописывает, что экспериментальная занятость направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов. Порядок и условия проведения экспериментов определяются Правительством РФ. Таким образом, экспериментальная деятельность имеет строго федеральный уровень регулирования, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований вмешиваться в регулирование экспериментальной деятельности нельзя.

Согласно ч. 3 ст. 20, подобная работа ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Она осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации проекта в сфере инноваций, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

Инновационная деятельность, в отличие от экспериментальной, регулируется как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ. Организации, реализующие проекты и программы в сфере инноваций, могут быть признаны федеральными или региональными инновационными площадками. Согласно ч. 4 ст. 20 порядок признания организации федеральной площадкой, перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Для того чтобы определить степень готовности педагогического состава к инновационной деятельности, можно воспользоваться диагностической картой "Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности" (приложение). Более подробную информацию по каждому из направлений можно получить из электронной системы "Образование" (далее - ЭСО). Наиболее простой способ нахождения нужных материалов в ЭСО - строка поиска. Зайдите в ЭСО, введите в строку поиска запрос "Экспериментальная и инновационная деятельность в школе" и нажмите на кнопку "Найти". ЭСО мгновенно выдает результат - все представленные в ней материалы ранжированы по степени соответствия запросу (рис. 1).

Полученные результаты поиска можно отфильтровать по аудитории, по типу материала и по рубрикам. Фильтры расположены в левой части экрана. Фильтр по типу материала позволяет выбрать пошаговые инструкции, разъяснения экспертов, вопросы-ответы и шаблоны документов на заданную тему. Любой документ ЭСО можно открыть, сохранить на свой компьютер или распечатать. Чтобы открыть документ, нужно кликнуть на его название в списке.

Искать информацию в ЭСО можно не только с помощью строки поиска, но и с помощью рубрикатора, который расположен на главной странице и представляет собой набор корневых рубрик, входящих в них подрубрик и материалов. Для того чтобы увидеть подрубрики и входящие в них материалы, необходимо нажать на значок «+» перед названием рубрики.

В нашем примере нужны материалы по теме "Экспериментальная и инновационная деятельность в школе". Для их поиска раскроем рубрику «Обучение и воспитание», выберем "Начальное общее, основное общее, среднее общее образование", зайдем в раздел "Методическая работа". В появившемся списке подразделов с помощью значка "+" откроем подраздел "Экспериментальная и инновационная деятельность" (рис. 2).

Подрубрика "Экспертные материалы" включает в себя ответы экспертов на вопросы, которые относятся к определенной теме, пошаговые инструкции и разъяснения экспертов. В подрубрике "Шаблоны и примеры" находятся анкеты, памятки и локальные акты образовательных учреждений, а в подрубрике "Нормативная база" - нормативные документы по выбранной теме.

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Пошаговый рецепт булочек с повидлом Рецепт булочек с повидлом в духовке Пошаговый рецепт булочек с повидлом Рецепт булочек с повидлом в духовке Диктанты на сочетания чк, чн, нч Диктанты на сочетания чк, чн, нч Helen Doron English — Студия в ФМР Где мы находимся Helen Doron English — Студия в ФМР Где мы находимся