Законодательная и исполнительная власть франции. Франция в период второй республики (1848–1851 г.г.). история франции Характеристика французской конституции 1848 года

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Вступление в присутствии Бога и именем Французского народа Национальное собрание объявляет:
1. Франция конституируется в республику.
4. Свобода, равенство и братство - ее принципы.
8. Республика должна охранять личность гражданина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека. Она должна путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать.

Глава I
О верховной власти

1. Верховная власть принадлежит совокупности французских граждан. Она неотчуждаема и неотъемлема. Ни од-
но лицо, ни одна часть народа не могут присваивать себе ее осуществление.

Глава II
Права граждан, гарантированные Конституцией

2. Никто не может быть арестован или задержан иначе, как в силу предписаний закона.
3. В пределах французской территории жилище всякого лица неприкосновенно; проникнуть в жилище можно лишь согласно форме и в случаях, предусмотренных законом.
4. Никто не может быть судим не тем судом, которому он подлежит. Не может быть образовано ни особых комиссий, ни чрезвычайных судов, какими бы названиями или основаниями они не прикрывались.
5. Уничтожается смертная казнь за политические преступления.
7. Каждый может спокойно исповедовать свою религию, и государство оказывает равное покровительство отправлению всяких религиозных культов. Служители церкви, признанной теперь законом, или такой, которая будет признана законом, имеют право на получение содержания от государства.
8. Граждане вправе образовывать сообщества и собираться мирно без оружия, подавать петиции и предавать гласности свои мысли печатным или каким-либо иным путем. Пользование этими правами не может иметь других границ, кроме прав и свободы другого и общественной безопасности. Печать ни в коем случае не может быть поставлена в зависимость от цензуры.
9. Обучение свободно. Свобода обучения проводится в жизнь согласно определенным моральным и юридическим условиям, обозначенным в законе, и под надзором государства. Этот надзор простирается на все без исключения воспитательные и образовательные учреждения.
10. Все граждане одинаково допускаются ко всем общественным должностям, причем преимущественными мотивами для их назначения могут служить лишь их заслуги, и назначение происходит согласно условиям, обозначенным в законе. Навсегда уничтожаются все дворянские титулы, все прирожденные отличия и различия классовые и кастовые.
11. Всякая собственность неприкосновенна. Государство, однако, может требовать отчуждения собственности в
случае общественной на то надобности, законным образом констатированной, при условии справедливого и предварительного ее возмещения.
12. Никогда не может быть применена конфискация имущества.
13. Конституция гарантирует гражданам свободу труда и промышленности. Общество покровительствует и поощряет развитие труда, предоставляя безвозмездное первоначальное обучение, средства к профессиональному образованию и устанавливая равенство в отношениях хозяина и рабочего, учреждая попечительства и кредитные общества, сельскохозяйственные институты и свободные ассоциации.
Общество с этой же целью организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятие; общество оказывает помощь покинутым детям, калекам и старцам, не имеющим ни средств к существованию, ни родни, которая могла бы их содержать.
15. Все налоги установлены в видах всеобщего блага. Каждый облагается пропорционально своему благосостоянию и своим платежным средствам.
16. Ни один налог не может быть вводим и взимаем иначе, как в силу закона.
17. Прямой налог разрешается только на год. Косвенные налоги могут быть разрешаемы на несколько лет.

Глава III
О государственных властях

18. Всякая власть в государстве, в чем бы она не выражалась, исходит от народа. Она не может поручаться кому-либо с правом передать ее по наследству.
19. Разделение власти - это первое условие свободного правительства.

Глава IV
О законодательной власти

20. Французский народ поручает законодательную власть единому собранию.
24. Избирательное право - прямое и всеобщее. Подача голосов происходит тайно.
25. Избирателями могут быть, независимо от своего ценза, все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими правами.
26. Могут быть избираемы, независимо от своего местожительства, все избиратели в возрасте от 25 лет.
27. Избирательный закон определит те обстоятельства, в силу которых французский гражданин лишается права избирать и быть избираемым.

31. Национальное собрание избирается на 3 года и обновляется лишь в полном своем составе.
33. Представители народа могут быть всегда переизбраны.
34. Члены Национального собрания являются представителями не только избравшего их департамента, но и всей Франции.
35. Они не могут быть связаны повелительным мандатом.
36. Представители народа неприкосновенны. Они никогда не могут быть преследуемы, обвиняемы и судимы за мнения, высказанные ими в среде Национального собрания.
38. Каждый представитель народа получает вознаграждение...
39. Заседания собрания происходят публично. Однако собрание может образовать из себя тайный комитет по желанию такого количества представителей, которое определено регламентом. Каждый представитель владеет правом парламентской инициативы; он пользуется этим правом сообразно формам, установленным регламентом.
40. Присутствие членов собрания в количестве одним человеком больше половины необходимо для того, чтобы
голосование законов было действительным.

Глава V
Об исполнительной власти

43. Французский народ поручает исполнительную власть одному гражданину, которому присваивается титул президента республики*.
45. Президент республики избирается на четыре года и может быть переизбран лишь по прошествии промежутка
времени, равного четырем годам.
49. Президент вправе представлять через министров законопроекты в Национальное собрание. Он следит и обеспечивает выполнение законов.
50. Он располагает военной силой, но не вправе лично ею командовать.
51. Он не может ни уступить какой-либо части территории, ни распустить и отложить на время Национальное собрание, ни ограничить влияние конституции и законов.
52. Он представляет ежегодно Национальному собранию письменное донесение об общем положении дел республики.
53. Он заключает и утверждает трактаты. Ни один договор не может быть окончательно заключен, пока он не подтвержден Национальным собранием.

54. Он следит за внешней безопасностью государства, ноне вправе предпринимать войны без согласия на то Национального собрания.
55. Он обладает правом помилования. Амнистии могут быть дарованы лишь в силу соответствующего закона.
Президент республики, министры и все другие лица, приговоренные Верховным судом, могут быть помилованы
лишь Национальным собранием.
56. Президент республики опубликовывает законы именем французского народа.
58. В продолжение срока, определенного для обнародования закона, президент может мотивированным посланием просить нового совещания по поводу этого закона. Национальное собрание совещается еще раз, и теперь его решение становится окончательным.
64. Президент республики назначает и смещает министров. Он, сообразуясь с указаниями министров, назначает и смещает дипломатических агентов, главнокомандующего флота и армии, префектов, высших начальников национальной гвардии Сенского департамента, правителя Алжира и колоний, главных прокуроров и других должностных лиц высшего порядка. Он назначает по предложению компетентного министра, оставаясь в пределах правил, установленных по этому поводу законом, второстепенных правительственных агентов.
67. Акты, издаваемые президентом республики, действительны без подписи министра только в том случае, если они заключают в себе назначение или смещение министров.
68. Президент республики, министры, агенты и блюстители государственной власти ответственны каждый в своей области за все деяния правительства и администрации.
Всякая мера, принятая президентом республики, чтобы распустить Национальное собрание, временно отложить его заседания или воспрепятствовать ему пользоваться своими полномочиями, - есть преступление, государственная измена. В силу такого действия президент утрачивает свои полномочия, граждане обязаны не оказывать ему повиновения, исполнительная власть переходит в руки Национального собрания. Судьи верховного суда немедленно собираются; они созывают присяжных, чтобы те приняли участие в суде над президентом и его сообщниками; они сами назначают магистратов, которые должны выполнять обязанности публичного обвинителя. Закон определит другие случаи привлечения президента к ответственности.

Глава VII
О внутренней администрации

76. Сохраняется деление государства на департаменты, круга, кантоны и коммуны.
77. Устанавливается в каждом департаменте управление, состоящее из префекта, генерального совета, совета префектуры. В каждом округе - субпрефект. В каждом кантоне - кантональный совет; однако в одном городе, раз-
деленном на несколько кантонов, будет лишь один кантональный совет. В каждой коммуне - управление, состоящее из мэра, его помощников и муниципального совета.
79. Генеральные и муниципальные советы избираются путем прямой подачи голосов всех граждан, проживающих в данном департаменте или коммуне.

Глава VIII
О судебной власти

81. Правосудие отправляется безвозмездно от имени французского народа. Заседания происходят публично, если только публичность заседаний не представляет опасности для спокойствия или нравственности общества; в подобном случае суд особым постановлением объявляет об этом.
82. В делах уголовных по-прежнему будет применяться суд присяжных.
83. Все дела о преступлениях политических и преступлениях печати подлежат исключительно суду присяжных.
85. Мировые судьи и их заместители, судьи первой и второй инстанции, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются президентом республики.
86. Должностные лица прокуратуры назначаются президентом республики.
87. Судьи первой и второй инстанции, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются по-
жизненно. Они не могут быть смещены или отставлены на время иначе, как в силу имеющегося на то приговора суда.
91. Обвинения, возбужденные Национальным собранием против президента республики или министров, передаются на рассмотрение верховного суда, решения которого не подлежат обжалованию ни в кассационном, ни в апелляционном порядке. Этот же суд рассматривает и все дела, возбужденные Национальным собранием по поводу преступлений отдельных лиц или заговоров, направленных против внутренней и внешней безопасности государства.

Глава IX
О вооруженной силе

102. Все французы отбывают воинскую повинность и состоят в национальной гвардии.
106. Закон определит, в каких случаях может быть объявлено осадное положение, и установит способы и правила, которыми при этом следует руководствоваться.

Глава Х
Предписания частного характера

109. Территория Алжира и колоний объявляется французскими территориями и управляется особыми законами, пока специальным законом они не будет подчинены действию настоящей конституции.

Глава XI
О пересмотре конституции

111. Если... Национальное собрание выразит желание, чтобы конституция была изменена в ее целом или в какой-нибудь ее части, пересмотр производится следующим образом: желание Национального собрания получает свое окончательное выражение в соответствующей резолюции лишь после трех совещаний, следовавших друг за другом с промежутками в один месяц. Резолюция действительна, если она принимается тремя четвертями всех поданных голосов. Ревизионное собрание избирается только на три месяца. Оно не вправе заниматься ничем, кроме пересмотра конституции, для которого оно и созвано.

* Это означало, что президент избирается тем же способом, что и Национальное собрание: всеобщим голосованием.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М., 1957.

Читайте также:
  1. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  2. III Республика во Франции. Специфика Конституционных законов 1875 г. и Конституционных поправок 1884 года.
  3. Oсoбеннoсти и прoблемы функциoнирoвaния вaлютнoй системы Республики Белaрусь
  4. 3олотая булла" 1356 года. Государственный строй Германии периода олигархии курфюрстов. Особенности сословно-представительной монархии в Германии XIV-XVI вв.
  5. XIX и XX династии Египетских фараонов. Внутренняя и внешняя политика. Рамзес II и хетты. Причины упадка новоегипетской державы.

Сформиро­ванное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных поли­тических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию рес­публикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалитель­ным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокра­щении на один час рабочего дня, организовать националь­ные мастерские для безработных. Из государственного ап­парата были удалены откровенные монархисты и реакцио­неры, выведены войска из Парижа. Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии ос­талась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не до­пустить нового революционного обвала государственной вла­сти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать консти­туцию республики.

Хотя для выборов в Учредительное собрание было ус­тановлено всеобщее избирательное право и исключался вся­кий имущественный ценз, реальный переход к широкой демократии во Франции не состоялся. Учредительное соб­рание отражало широкий спектр политических сил: от мо­нархистов (на правом фланге) до депутатов-рабочих (на левом). Но подавляющее большинство мест в собрании (из 900) получили умеренные республиканцы, выбранные голо­сами провинциальных избирателей, т. е. главным образом крестьян. Эти депутаты опасались новых политических по­трясений, с недоверием относились к мятежному населе­нию Парижа, легко попадали под влияние монархистов и становились тем самым "республиканцами вчерашнего дня".

Консервативное большинство собрания предваритель­но намеревалось отобрать у рабочих Парижа уступки, сде­ланные в ходе февральской революции. Объявление о закрытии национальных мастерских спровоцировало рабочих Парижа на июньское восстание, которое было жестоко по­давлено генералом Кавеньяком, получившим от Учредитель­ного собрания всю полноту исполнительной власти и особые диктаторские полномочия.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй рес­публики была документом, отразившим противоречия сво­ей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии уме­ренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.



Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, консти­туция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа".

Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла про­игнорировать недавнее монархическое прошлое Франции. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматри­валось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики.

Под воздействием революционных событий большин­ство Учредительного собрания было вынуждено использо­вать новые конституционные подходы и установки, учи­тывающие широко распространившиеся среди низших сло­ев населения эгалитаристские настроения и требования "социальной республики". Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними инди­видуализм. Но в ней была предпринята попытка дать но­вую трактовку республики и определить социальное на­значение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей республики декларировалось "более сво­бодное шествие по пути прогресса и цивилизации, введе­ние более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обя­занность "путем братской помощи" обеспечить существо­вание нуждающимся гражданам, подыскивая работу, со­ответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Кон­ституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия".



Отдав дань эгалитаристским настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно, за­крепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и об­щественный порядок объявлялись основой республики. Кон­ституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным дейст­вием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского пра­вопорядка. Пользование свободами не должно было выхо­дить за пределы "общественной безопасности" или за рам­ки, установленные специальным законодательством.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим услови­ем свободного правления" - ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной вла­сти, которая делегировалась народом "гражданину, кото­рый получает звание президента республики".Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосред­ственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отла­гательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правите­лей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собра­ния, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.Национальное собрание, избираемое на 3 года посред­ством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительно­го аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждениеГосударст­венного совета, назначаемого на 6 лет Национальным соб­ранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета вхо­дило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национально­го собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникаю­щих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функцииадминистративной юстиции.

Слабости конституционной системы Второй республи­ки, проистекающие, прежде всего из нереальности ее соци­альных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового по­слереволюционного соотношения политических сил, быст­рого распространения консервативных и даже монархиче­ских настроений.

« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »

Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 года

Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разлож

Вторая Республика во Франции. Конституция 1848 года. Вторая империя

Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном, поспешила возвести на французский престол старшего представителя "легитимной" (законной) династии - Людовика XVIII. Новые правители Франции должны были признать "перераспределение" земельной собственности, буржуазный гражданский кодекс, выработанный при Наполеоне и уничтожение феодальных отношений, а также новую администрацию Франции. Они согласились одарить Францию писаной конституцией, известной под названием Xaртии 1834 года, которая д.б. примирить верхи буржуазии с дворянством:
признавалось, что граждане "в равной степени допускаются к гражданским и военным должностям";
верховная власть короля ограничивалась законодательными полномочиями палат и несменяемостью судей. Создавалось две палаты: верхняя, назначаемая королем, и нижняя, избираемая узкой коллегией, состоящей из лиц, уплачивающих не менее 300 франков прямых налогов;
Хартия хотела, чтобы "все французы жили братьями".
Людовик XVIII царствовал до 1824 года. Его место занял Карл Х (Артуа) - признанный глава французской реакции. Новый король вознаградил дворян, потерявших земли во время революции; затем восстановил смертную казнь за "оскорбление" католической религии. В 1830 году Карл Х издал 6 указов (ордонансов): сужалось избирательное право, сокращалась законодательная компетенция нижней палаты, ликвидировалась свобода печати и собраний. Ответом на эту политику было июльское восстание 1830 года. Карл Х был свергнут и бежал. Руководившая революцией крупная, главным образом финансовая, буржуазия возвела на трон Луи Филиппа Орлеанского. Новое царствование было обставлено новой конституцией. Перемен было мало: избиpaтeльный ценз понижен незначительно - до 200 франков; для депутатов - до 500. Период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов.
Вторая республика: в 40-х годах XIX века наступает эпоха крупного машинного производства. Следствия: усиление враждебности между рабочим классом, с одной стороны, и буржуазией - с другой; их общее недовольство режимом Июльской монархии. Промышленная буржуазия не желала терпеть политическую монополию финансовой аристократии. 1847 год - неурожай, мировой торговый и промышленный кризис - революция. Оппозиционные круги буржуазии требовали снижения избирательного ценза. 22 февраля - в защиту избирательной реформы поднялись рабочие предместья Парижа. Правительство, бросило против демонстрантов войска. Кавалерия и пехота атаковали безоружных и мирных людей, требовавших хлеба и реформы. Борьба продолжалась весь следующий день. Восставшие захватывают Тюильри. Франция во второй раз сделалась республикой. Завоевав республику, рабочие надеялись, что она будет социальной, т.е. обеспечит их достаточной з/п, позаботится об их старости, образовании для детей и т.д. Эти надежды были обмануты. Учредительное собрание, открывшееся 4 мая, провозгласило буржуазную республику, и только ее.
Рабочие вновь восстали, на этот раз не вместе с буржуазией, а против нее. Поводом к восстанию послужила намеренная ликвидация Национальных мастерских, дававших заработок тысячам безработных. Уволенные должны были отправиться на работу в провинцию. На просьбу рабочих отменить распоряжение, правительство пригрозило применением силы. Сражение продолжалось пять дней. Восстание было стихийным. Не было ни определенного плана действий, ни ясной программы, ни руководящего центра. "Мы хотим социальной и демократической республики, самодержавия народа". Убитых было 50 000 человек.
Террор еще продолжал свирепствовать, когда Учредительное собрание возобновило обсуждение новой конституции 1848 года:
объявляла Францию республикой, ее принципы - свобода, равенство, братство, а ее основы - семья, труд, собственность и общественный порядок;
оставалась неприкосновенной вся старая организация управления, муниципалитеты, суд и армию. Изменения касались не содержания, а оглавления, не вещей, а названий;
всякая власть в государстве исходит от народа, не может поручаться никому с правом передавать ее по наследству;
отмена любых особых комиссий, чрезвычайных судов, смертной казни за политические преступления;
узаконение всеобщего мужского избирательного права. Но зато был введен ограничительный пункт - шесть месяцев оседлости. В 1850 году ценз оседлости был увеличен до трех лет.
каждый раз вслед за торжественным провозглашением очередной свободы следовала оговорка, ее ограничивавшая: "Преподавание свободно. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под верховным надзором государства"; "Граждане имеют право объединяться в союзы, организовывать мирные и невооруженные собрания... высказывать свое мнение в печати... Пользование этими правами не знает иных ограничений, кроме равных прав других и общественной безопасности".
издание законов Национальному собранию (однопалатному, избирается на 3 года), исполнительную власть - президенту республики (4 года, всеобщим голосованием - плебисцит). Прямые выборы создавали президенту тот же авторитет "народного избранника", что и самому Национальному собранию. Президент раздавал должности, в том числе офицерские, от него зависели органы местного самоуправления, ему фактически подчинялись вооруженные силы (включая Национальную гвардию). Всякая попытка президента распустить Собрание есть государственная измена;
Вторая империя: В декабре 1848 года президентом был избран Луи Наполеон. Лишенный прав переизбрания, президент должен был ожидать истечения законного 4-хлетнего срока, за которым следовал конец величия. Луи Наполеон решил избежать этой участи. Президент республики готовил ее ниспровержение. 2 декабря 1851 года специальная прокламация оповестила Париж, что "именем французского народа" президент республики распускает Национальное собрание. Из текста другой прокламации можно было заключить, что переворот совершен ради следующего государственного устройства: президент, избираемый на 10 лет; государственный совет, разрабатывающий законопроекты; законодательный корпус и "уравновешивающий" сенат; министерства, назначаемые и смещаемые по воле президента. Под видом республики, украшенной всеобщим избирательным правом декретировалась диктатура одного лица. Начало новой диктатуры было ознаменовано кровопролитием. Дикие расправы над республиканцами совершались по всей Франции.
В январе 1852 года получила утверждение новая конституция. В центре всей системы правления находился президент. Власть его касалась как законодательства, так и управления. Он назначал и смещал министров. Суд отправлялся его именем. В его власти находились армия и полиция. Он объявлял осадное положение. Он издавал декреты и утверждал законы.
В ноябре 1852 года сенат, а затем плебисцит (всеобщее голосование) провозглашают его императором Франции под именем Наполеона III. Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики - третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года. Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства "национальной обороны". Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс.

  • Вторая империя просуществовала до 1870 года . Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разлож. Вторая Республика во Франции . Конституция 1848 года .


  • Вторая Республика во Франции . Конституция 1848 года .
    Вторая империя просуществовала до 1870 года . Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции .


  • Вторая Республика во Франции . Конституция 1848 года .
    Директория. Консульство. Империя . Конституция 1795 и 1799 годов годов .


  • Вторая Республика во Франции . Конституция 1848 года .
    Вторая империя просуществовала до 1870 года . Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разлож... подробнее ».


  • Вторая империя просуществовала до 1870 года . Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разлож.
    Если приложение не запускается на вашем телефоне - воспользуйтесь этой формой. Установление Четвертой республики во Франции .


  • Веймарская конституция 1919 года . Судьба Веймарской республики .
    Столица Пруссии Берлин покрылся баррикадами (март 1848 года ).
    Разгромив Францию , Пруссия лишила южногерманские государства свободы выбора; они вошли в состав единой Германской империи .


  • Империя . Конституция 1795 и 1799 годов . Сенатус-Консульты 1802 и 1804 годов .
    Первая Республика во Франции . Конвент. Якобинская диктатура («Революционный порядок управления»).


  • Учреждение Пятой республики во Франции произошло в 1958 г., когда были обновлены основы государственной власти. С этого года во
    Конституция Франции состоит из трех актов: 1) Декларация прав человека и гражданина от 1789 г.; 2 ) Преамбула Конституции от 1946 г.


  • Ноябрьская революция в Германии 1918 года . Веймарская конституция 1919 года .
    Названием республики оставалось "Германская империя "; высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг; избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием...


  • И в первом и во втором случае была осуществлена первоначальная учредитель-ная власть.
    некоторых случаях учредительное собрание лишь разрабатывает и одобряет Так, конституция IV Республики Франции 1946 года была разработа-на учредительным собранием и одобрена...

Найдено похожих страниц:10


На всем протяжении существования июльской монархии (1830-1848 гг.) крепло движение за демократические перемены, что вылилось в революцию 1848 г. 25 февраля 1848 г. во Франции была провозглашена II республика. Было сформировано Временное правительство и на основании нового избирательного права (21 год и оседлость 6 месяцев) были проведены выборы в Учредительное собрание, которое 4 ноября 1848 г. приняло Конституцию II республики (116 статей). Франция провозглашалась социальной республикой.

В период действия Временного правительства были введены 45-сантимный налог, который увеличил на 45% прямой налог на каждый франк, падающий на земельных собственников, что вызвало недовольство крестьянство, но правительство в своих целях использовало их злость, заявив, что это идет на содержание парижских рабочих. Также были созданы «национальные мастерские», в которых работали неимущие рабочие.

После выборов в учредительное собрание, где большинство мест получили крупные буржуа и другие консервативные круги, ими было принято решение отменить все положения, облегчавшие жизнь рабочих, в том числе были ликвидированы национальные мастерские, в которых на тот момент работало около 100 тыс. человек. В результате этих действий рабочие Парижа поднялись на восстание 22 июня 1848 г. (известное как июньское восстание), но без поддержки крестьянства, возмущенного 45-сантимным налогом, пало через 4 дня под нападками мобильных войск, состоящих из деклассированных элементов общества.

В отличие от всех предыдущих Конституций, в которых как правило упор делался на естественные права человека, в этой упор был сделан на общесоциальное назначение государства. Государство помогало неимущим, искало работу для безработных, существовали различного рода пособия. Основой республики признавались собственность, труд и семья.

Впервые в истории Франции был введен институт президентства, который избирался на 4 года без права повторного переизбрания.

Полномочия Президента:

1. Внесение законопроектов;

2. Отлагательное вето;

3. Помилование;

4. Руководство армией;

5. Ведение внешней политики;

6. Назначение и смещение высших должностных лиц.

Ограничение власти Президента:

1. Отсутствие личного командования армии;

2. Вето отменялось решением парламента;

3. Парламент не мог быть распущен Президентом.

Национальное собрание (парламент) было однопалатным и состояло из 750 человек, избираемых на 3 года, на основе всеобщего прямого мужского избирательного права при тайном голосовании. Избирателями являлись все граждане старше 21 года, избираемые старше 25 лет. Депутаты являлись неприкасаемыми и неотзываемыми.

Государственный совет – формировался Национальным собранием сроком на 6 лет. Он предварительно рассматривал законопроекты, контролировал исполнение законов, создавал административные уставы.

Конституцией 1848 г. было введено разделение властей, но не была введена система сдержек и противовесов, что в конечном счете привело к усилению президентства, упразднению некоторых статей Конституции, авторитаризму.

Вторая империя во Франции

После выборов Конституции 1848 г. стало видно, что позиции республиканцев заметно пошатнулись. Крестьянство теряло веру в республиканскую форму правлению, ходили разного рода агитации, что республика принесла Франции только беды, а на фоне них рос авторитет Бонапарта, который по слухам был «Крестьянским императором». Вдобавок внутри монархистов также были разногласия, в частности между бурбонистами и орлеанистами. Все дало хорошую почву для государственного переворота Луи Бонапарта, произведенному 2 декабря 1851 г., когда он под предлогом защиты империи разогнал Национальное собрание с помощью сил армии и установил президентскую власть, а фактически диктаторскую.

Для укрепления своих позиций он возвратил всеобщее избирательное право и развернул массовый террор против монархической оппозиции, но главным образом против демократов и республиканцев. 14 января 1852 г. он промульгировал новую Конституцию, которая очень сильно напоминала Конституцию 1799 г. в основных чертах. Срок его президентства по Конституции был равен 10 годам.

Полномочия Президента:

1. Назначение министров, которые не зависели от Национального собрания;

2. Руководство армией;

3. Руководство полицией.

4. Председательство в Сенате и Государственном совете;

5. Определение расходной части бюджета;

6. Издание декретов.

Все, кто занимают высшие должности, должны были присягать к нему на верность.

Законодательный процесс находился под контролем президента. Существовало 3 законодательных органа – Государственный совет, законодательный корпус и Сенат. Из них только Законодательный корпус был избираем, остальные назначались напрямую президентом. Сенат по инициативе президента мог вносить изменения в конституционный строй. Что и произошло, когда 2 декабря 1852 г. по сенатус-консульту Франция была провозглашена империей, а Луи Бонапарт императором с именем Наполеон III Бонапарт.

В новых политических условиях, характеризующихся ростом политического сознания в среде трудящихся масс, Наполеону III постоянно приходилось лавировать между различными политическими силами. Использовался метод кнута и пряника. Во внешней политике также были введены определенные свободы для предпринимателей, введен в действие экономический либерализм. В спекуляциях участвовали члены Государственного совета. Но в то же время, на фоне экономического либерализма, политические свободы были утеряны.

После провозглашения империи демократия была практически утеряна. Так выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль центральной власти, вводилась система «официальных кандидатов», когда кандидаты одобрялись местными властями, тем самым произведена борьба с оппозицией.

В 60-е гг. в связи с ростом недовольства рабочих Наполеон III был вынужден провести несколько либеральных реформ (период «либеральной монархии»), но все эти реформы были малозначительны.

1 марта 1854 г. императорским декретом был восстановлен корпус Жандармов, который рассматривался как составная часть армии и использовался для борьбы с оппозицией. Находился под контролем военного министра.

Главным механизмом власти Наполеона III была армия, пускай он и пришел к власти используя лозунг «Империя – это мир», но за период своего правления неоднократно втягивал страну в те или иные политические авантюры. Как правило проводилось это с целью отвлечения народа от насущных проблем. Так в 1870 г. Франция оказалась вовлеченной в войну с Пруссией.

Французская армия оказалась неготовой к серьезным военным действиям и, как следствие, проиграло войну. После поражения в битве под Седаном император оказался пленен, а в Париже было поднято восстание, в результате которого к власти пришел парижский губернатор генерал Троило, а до этого, 4 сентября 1870 г. Наполеон III был отстранен от власти.

Временное правительство большей частью стремилось успокоить население Парижа и провести выборы в Учредительное национальное собрание, которому оно и передало власть в феврале 1871 г.


Похожая информация.


25 февраля 1848 г., после свержения «июльской монархии» в результате народного восстания в Париже, временное правительство провозгласило Францию республикой и пошло на некоторые социальные уступки (в частности, были организованы национальные мастерские для безработных)

Были проведены всеобщие выборы в Учредительное собрание, состав которого оказался достаточно консервативным. В рабочем вопросе был проведен обратный маневр (национальные мастерские закрыли), бунт парижского пролетариата был подавлен армией.

4 ноября 1848 г. была принята Конституция Второй республики. Источником государственной власти в ней объявлялся народ. Было закреплено всеобщее избирательное право. Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания было вынуждено использовать новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населения эгалитаристские настроения (в пользу всеобщего равенства) и требования «социальной республики».

Основами республики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. В Конституции 1848 г. декларировались демократические права граждан.

Система государственных органов Второй республики строилась на принципе разделения властей.

Центральную роль играл президент республики избираемый населением на 4 года. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних – дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Однопалатное (из 750 депутатов) Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права (т. е. без имущественного ценза), было наделено законодательной властью.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания К его ведению были отнесены также функции административной юстиции.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Как вызвать фею Винкс — магия для юных волшебников Где можно найти фей в жизни Неизвестный хищник терроризирует Украину Неизвестный хищник терроризирует Украину О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу О прилипании предметов к телу человека Если ложка прилипает к телу